Экспертиза топливных форсунок двигателя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

№ ...

...

... ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор №… на проведение химического и автотехнического исследования топливных форсунок автомобиля КИА РИО.

Исследованием требуется установить:
1. Определение структурно-группового состава нагаров на форсунках.
2. Определить техническое состояние топливных форсунок.

ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Внешний осмотр и подготовка проб

В полимерном пакете находились 4-е топливные форсунки (бензиновые, марки «BOSCH»). На распылителях форсунок имеются отложения, представляющие собой массу черного цвета (нагар). В рамках исследования определили причину данных отложений.

Внешний вид форсунок приведен на фото 1.

Фото 1. Общий вид 4-х форсунок.

Фото 1. Общий вид 4-х форсунок.

Общеизвестно, что применение автомобильных бензинов сопровождается образованием отложений смолисто-асфальтеновых веществ во впускной системе двигателя, в топливном баке, на впускных клапанах и поршневых кольцах, а также нагара (твердые углеродистые вещества) в камере сгорания, на топливных форсунках и на свечах зажигания.

Интенсивность смоло - и нагарообразования зависит от качества используемого топлива и моторного масла. Например, чем тяжелее фракционный состав бензина, выше его плотность, больше содержание непредельных и ароматических углеводородов, тем выше склонность к смолообразованию.

Наибольшее нагарообразование вызывают бензины с высоким содержанием непредельных и ароматических углеводородов. Вследствие этого базовые бензины по возрастанию склонности к нагарообразованию располагаются в ряд: прямогонные бензины < бензины каталитического крекинга < бензины каталитического риформинга < бензины термического крекинга.

Основной показатель качества, характеризующий склонность бензина к образованию отложений в двигателях - содержание в нем смолистых веществ.

Количество нагара увеличивается, если моторное масло поступает в камеру сгорания из-за большой изношенности цилиндров, поршней и поршневых колец.

Нагар в основном состоит из масла, смолисто-асфальтеновых веществ, сажи (углерода) и золы.

Нефтяные смолы— полужидкие, а иногда почти твердые, вещества темно-красного цвета, плотностью около единицы. Они растворяются в петролейном эфире, бензоле, хлороформе и четыреххлористом углероде.

Асфальтены - высокомолекулярные порошкообразные аморфные вещества бурого или черного цвета с блестящей поверхностью сложного циклического строения образуются из смол при дальнейшем уплотнении и окислении. Они нерастворимы в легком бензине, но растворимы в бензоле, сероуглероде, хлороформе, четырехлористом углероде.

С целью выделения масел, смол и асфальтенов топливные форсунки по отдельности последовательно экстрагировали гексаном, а затем хлороформом.

Растворители из экстрактов упаривали при комнатной температуре под вентилятором. Концентрированные остатки после экстракции хлороформом, с целью решения вопроса о природе и происхождении отложений, исследовали методом ИК - Фурье - спектроскопии, а гексановые экстракты, преимущественно состоящие из смеси масел, смол и тяжелых компонентов бензина, исследовали методом газожидкостной хроматографии.

2. Исследование методом газожидкостной хроматографии (ГЖХ)

Исследование гексановых экстрактов проводили на газовом хроматографе «Кристалл 2000 М». Условия хроматографического анализа (условия 2) и хроматограммы приведены ниже. Хроматограммы обработаны с использованием программного комплекса «Хроматэк Аналитик 2.5».

Условия ГЖХ-анализа.

Температурный режим анализа:

Температураколонки, °С Длительность изотермы, мин Скорость подъема температуры, °С/мин
100,00 00:01:00 18,00
285,00 до завершения выхода пиков

Испаритель, °С: 270,00
Детектор, °С: 285,00
Скорость газа-носителя 1 (азот), см/с: 28,80
Расход газа-носителя 2 (азот), мл/мин: 30,00
Деление потока 1:30
Расход водорода, мл/мин: 40,00
Расход воздуха, мл/мин: 400,00
Конфигурация колонки: капиллярная;
Неподвижная фаза: ZB-1
Длина колонки, м: 30,00
Диаметр капилляра, мм: 0,25.

На хроматограммах гексановых экстрактов из топливных форсунок (рис.1, 3-5) зарегистрированы пики различной интенсивности, выходящие в интервале от 6 до 11 мин. удерживания, часть из которых совпадает по временам удерживания с пиками углеводородов С15- С21 (рис.3) содержащихся в составе бензиновой фракции прямой перегонки. Кроме того, на хроматограммах, зарегистрированы комплекс практически не разделенных пиков, выходящих на «горбе», в интервале от 9 до 20 мин. удерживания.

При сравнении полученных хроматограмм с хроматограммами масел различного вида, имеющихся в электронной базе данных лаборатории, установлено, что они совпадают с хроматограммой углеводородных масел, полученных по технологии гидрокрекинга или гидроизомеризации. Такие масла относятся к синтетическим.

Хроматограммы масел данного типа отличается от хроматограмм минеральных (нефтяных) масел отсутствием выраженных пиков, соответствующих н-парафиновым углеводородам фрагмента гомологического ряда С15 – С20, элюирующихся на восходящем участке хроматограммы.

Рис. 1. Хроматограмма гексанового экстракта из топливной форсунки №1.

Рис. 1. Хроматограмма гексанового экстракта из топливной форсунки №1.

Рис.2. Фрагмент хроматограммы гексанового экстракта из топливной форсунки №1 (верхняя), фрагмент хроматограммы парафиновых углеводородов  С14- С23 (нижняя).

Рис.2. Фрагмент хроматограммы гексанового экстракта из топливной форсунки №1 (верхняя), фрагмент хроматограммы парафиновых углеводородов С14- С23 (нижняя).

Рис. 3. Хроматограмма гексанового экстракта из топливной форсунки №2.

Рис. 3. Хроматограмма гексанового экстракта из топливной форсунки №2.

Рис. 4. Хроматограмма гексанового экстракта топливной форсунки №3.

Рис. 4. Хроматограмма гексанового экстракта топливной форсунки №3.

Рис. 5. Хроматограмма гексанового экстракта топливной форсунки №4.

Рис. 5. Хроматограмма гексанового экстракта топливной форсунки №4.

3. Исследование методом ИК – Фурье – спектроскопии

С целью решения вопроса о природе и происхождении смолистых веществ, имеющихся на топливных форсунках №№1-4, проводили сравнительное исследование смолисто-асфальтеновых веществ, выделенных из объектов путем экстрагирования хлороформом методом ИК - Фурье - спектроскопии.

Пробы объектов для регистрации ИК - спектров готовили в виде пленок на стальном окошке. Регистрацию ИК - спектров проводили на ИК-Фурье спектрометре Infralum FT-801 (соединенном с ИК - микроскопом), помещая пробы в фокус ИК - микроскопа. Спектральный диапазон регистрации 3800-600 см-1, режим отражения, разрешение 4 см-1, число сканирований 50.

Анализ ИК – спектров (рис.6-9) хлороформных экстрактов показал, что они содержит совокупность полос, характерную для смолисто-асфальтеновых веществ нефтяного происхождения (бензина) с преимущественным содержанием асфальтенов:
3082-3016 см-1 – валентные колебания СН ароматических циклов;
2927-2918, 2852 см-1 – валентные колебания С–Н-связей метильных и метиленовых (СН3- и СН2-) групп;
1028 см-1 относится предположительно к биядерным ареновым структурам;
1603-1598, 1511-1513 см-1 – скелетные колебания ароматических циклов;
756, 698 см-1 – деформационные колебания СН ароматических колец моно- и полиядерных замещенных структур;
1452, 1373 см-1 – деформационные колебания С–Н- связи в СН2- и СН3-группах;
1707-1711 см-1 – полоса характерная для кислородсодержащих соединений (валентные колебания –С=О групп кетонов), указывает на окисление нефтепродукта в результате его взаимодействия с кислородом воздуха.

Таким образом, в спектрах асфальтенов наиболее отчетливо фиксируются кислородсодержащие соединения (1100–1300, 1703-1712 см–1) и ароматические структуры (750-756, 1030, 1600 см–1).

Для подтверждения результатов интерпретации ИК - спектров была использована поисковая система по ИК - спектроскопии и спектры асфальтенов, описанные в литературе.

В результате поиска установлено, что по числу, положению, форме и относительной интенсивности основных полос поглощения ИК - спектры веществ, содержащихся в хлороформных экстрактах, совпадают с ИК - спектром асфальтенов нефтяного происхождения - бензина.

ИК - спектр, иллюстрирующий результат поиска приведен на рис.9 [7].

Рис. 6. ИК спектр хлороформного экстракта топливной форсунки №1.

Рис. 6. ИК спектр хлороформного экстракта топливной форсунки №1.

Рис. 7. ИК - спектр хлороформного экстракта топливной форсунки №2.

Рис. 7. ИК - спектр хлороформного экстракта топливной форсунки №2.

Рис. 8. ИК - спектр хлороформного экстракта топливной форсунки №3.

Рис. 8. ИК - спектр хлороформного экстракта топливной форсунки №3.

Рис. 9. ИК–спектр асфальтена (поиск по библиотеке).

Рис. 9. ИК–спектр асфальтена (поиск по библиотеке).

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать вывод, что вещества, выделенные из хлороформных экстрактов из форсунок №№1-4 по структурно-групповому составу основных компонентов, соответствуют смолисто-асфальтеновым веществам нефтяного происхождения - бензина.

Определение технического состояния форсунок

При проверке топливных форсунок на стенде «BLY STAR» (поверочные документы на стенд выданы ...) подтеканий форсунок при подачи на них давления около 3 bar не зафиксировано – фото 2-4.

Фото 2. Проверка топливных форсунок.

Фото 2. Проверка топливных форсунок.

ФОТО 3,4. Проверка топливных форсунок.

ФОТО 3,4. Проверка топливных форсунок.

При проверке производительности форсунок установлено, что разность производительности между форсунками не превышает 2% - фото 5-7.

Фото 5,6. Проверка топливных форсунок.

Фото 5,6. Проверка топливных форсунок.

Фото 7. Проверка топливных форсунок.

Фото 7. Проверка топливных форсунок.

Форсунки находятся в технически исправном состоянии.

ВЫВОДЫ

1,2. Отложения черного цвета, имеющиеся на 4-х топливных форсунках, представляют собой смесь синтетического моторного масла на основе гидрокрекингового или гидроизомеризационного масел и смолисто-асфальтеновых веществ – продукты окисления, полимеризации и конденсации углеводородов, содержащихся в автомобильном бензине.

Основной причиной образования отложений на топливных форсунках является применение автомобильных бензинов с повышенным содержанием смол, а также попадание моторного масла.

Форсунки находятся в технически исправном состоянии.

Специалист ... .




Вернуться к списку автоэкспертиз


Виды проводимых автоэкспертиз

Оставить заявку

Онлайн заявка

Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос автоэкспертизе и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос