По данным видам экпертиз продаётся наша книга
105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
№ ...
...
... ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор № ... на проведение химического исследования автомобильного топлива.
На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Является ли представленная жидкость бензином, каково фактическое содержание в нем смол и не превышает ли оно нормативы ГОСТа?
1. ГОСТ Р51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия».
2. ГОСТ Р51866-02 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия»,
3. Автомобильные топлива: Химмотология. Эксплуатационные свойства. Ассортимент: А.С. Сафонов, А.И. Ушаков, И.В. Чечкенев.-СПб.: НПИКЦ, 2002.-264 с.
4. Гуреев А.А. Применение автомобильных бензинов.- М.: Химия, 1972.-366 с.
5. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Книга 1. Теория рабочих процессов: Учебник/под ред. Луканина В.Н..-М.: Высш. школа, 1995.-368 с.
6. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник/ под ред. Школьникова В.М.-М.: Издательский центр «Техинформ», 1999.-596 с.
Нормативная и научно-техническая литература:
ИССЛЕДОВАНИЕ:
На исследование представлена жидкость жёлтого цвета в мерном стакане – фото 1.
Фото 1. Внешний вид представленной на исследование жидкости
1. Исследование топлива методом газожидкостной хроматографии (ГЖХ)
Для установления вида топлива по его углеводородному составу проводили исследование методом капиллярной газовой хроматографии на хроматографе «Кристалл 5000. 1» с пламенно-ионизационным детектором — ПИД.
Условия анализа и полученные хроматограммы приведены ниже:
Температура колонки, °С |
Длительность изотермы (мин) |
Скорость дальнейшего подъема температуры, °С/мин |
35,00 |
00:05:00 |
3,00 |
60,00 |
00:05:00 |
12,00 |
200,00 |
00:05:00 |
20,00 |
285,00 |
до завершения выхода пиков |
|
Испаритель, °С: 210,00
Детектор, ПИД °С: 290,00
Скорость газа-носителя 1 (азот), см/с: 28,00
Расход газа-носителя 2 (азот), мл/мин: 15,00
Расход газа-3 (водород), мл/мин: 40,00
Расход газа-4 (воздух), мл/мин: 400,00
Конфигурация колонки: капиллярная;
неподвижная фаза: ZB-1;
длина колонки, м: 60,00;
диаметр капилляра, мм: 0,25.
Проба топлива после ввода в хроматограф переводится в инжекторе в паровую фазу и азотом (газом-носителем) переносится в колонку, в которой углеводородные компоненты разделяются в порядке их температур кипения. Компоненты улавливаются ПИД по мере их выхода из колонки.
Хроматограммы обрабатывались с использованием программного комплекса «Хроматэк Аналитик 2.5». Идентификацию регистрируемых пиков осуществляли путем сравнения значения их времен удерживания с временем удерживания н-парафиновых и ароматических углеводородов стандартной смеси, хроматографируемых в аналогичных условиях.
Углеводородный состав исследуемой жидкости представлен: углеводородами н-парафинового ряда от бутана до ундекана; парафинами изо-строения, среди которых идентифицированы изо-бутаны, изо-пентаны и изо-гексаны; бензолом и его алкилпроизводными; циклопентаном и циклогексаном (рис.1-2).
Основное содержание приходится на изо-парафины и УВ ароматического строения (алкилпроизводные бензола). Такой УВ состав и распределение его компонентов соответствует бензинам для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). С учетом отсутствия в составе жидкостей красителей (визуальная оценка), можно конкретизировать вид бензина для ДВС и отнести его к автомобильным.
Рис. 1. Хроматограмма образца исследуемого бензина.
Рис. 2. Хроматограмма образца исследуемого бензина (верхняя) и хроматограмма бензина состав, которого был изменен путем испарения (нижняя).
Далее проводили сравнение хроматограммы образца исследуемого бензина с хроматограммой бензина АИ-92 из коллекции лаборатории методом наложения хроматограмм. При этом было установлено, что они совпадают по качественному углеводородному составу и по профилю хроматограмм.
На основании результатов ГЖХ анализа исследуемого топлива можно заключить, что топливо является автомобильным бензином и его компонентный состав не подвергался изменению.
2. Определение содержания фактических смол в автомобильном бензине
Количество смол в товарных топливах, в том числе и в бензинах, ограничивается стандартами, причем нормы установлены на содержание в топливе фактических смол.
Для оценки качества моторных топлив, в частности автомобильного бензина в России используют ГОСТ Р5105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия» и ГОСТ Р51866-02 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия», нормирующие показатели качества автомобильных бензинов, в том числе и по содержанию в бензинах фактических смол.
В соответствии с этими ГОСТами определение смол в автомобильных бензинах проводят двумя стандартными методами: ГОСТ 8489-85 «Топливо моторное. Метод определения фактических смол» или ГОСТ 1567-97 «Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей».
Определение фактических смол в бензине проводили по ГОСТу 1567-97.
Испарение образца бензина объемом 25 мл осуществляли при температуре 160º в струе сжатого воздуха.
Проведенным исследованием установлено, что содержание смол в пересчете на 100 мл бензина составляет 55 ±0,15 мг (среднее арифметическое значение двух определений).
В соответствии с ГОСТами Р 5105-97 и Р 51866-02 концентрация фактических смол в моторных топливах не должна превышать 5 мг/100 мл.
Следовательно, содержание фактических смол в исследуемом образце автомобильного бензина более чем в 10 раз превышает нормативное значение (таблица 1).
Таблица 1
Наименование показателя |
Метод испытания |
Результат испытания |
Норматив по ГОСТу Р5105-97 |
Концентрация фактических смол, мг/100мл |
ГОСТ 1567-97 «Нефтепродукты Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей» |
55 мг |
не более 5 мг. |
На основании результатов проведенных исследований специалист приходит к выводам.
ВЫВОДЫ
Представленный образец жидкости является бензином. Содержание фактических смол в бензине составляет 55 мг на 100 мл и более чем в 10 раз превышает допустимое нормативное значение ГОСТа для автомобильных бензинов (5 мг/100 мл).