Экспертиза хромированных деталей автомобиля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

№ ...

...

... в ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» на основании договора было проведено исследование автомобиля «Lаnd Rover Range Rover», идентификационный номер ... .

На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Каков характер возникновения неисправности, указанный в жалобе клиента (дефекты или повреждения декоративных хромированных элементов кузова – решетка радиатора, решетки передних дверей и букв Range Rover на задней (пятой) двери) – производственный, эксплуатационный, действия третьих лиц, непреодолимой силы?

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

1. Автомобиль «Lаnd Rover Range Rover», идентификационный номер ... .
2. Свидетельство о регистрации исследуемого автомобиля.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

1. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия, требования и определения.
2. ГОСТ 9.008-82 Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Термины и определения.
3. «Переработка пластмасс» Шварц О., Эбелинг Ф.В., Фурт Б., под общ. редакцией А.Д. Паниматченко СПб.: «Профессия», 2005.
4. ГОСТ 9.908-85. Единая система защиты от коррозии и старения. Металлы и сплавы. Методы определения показателей коррозии и коррозионной стойкости.
5. «Гальванические покрытия в машиностроении», справочник в 2-х томах, под. Ред. М.А. Шлугера. М. Машиностроение, 1985.
6. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
7. Методические рекомендации по проведению судебной автотехнической экспертизы. Пособие для экспертов, исследователей, судей, том 2, ВНИИСЭ МЮ СССР. М.,1980.
8. Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки, ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, Москва 2017.
9. Автомобильный справочник – «BOSCH» - 2-е издание – изд. «За рулем» - 2004 год.
10. Руководство по эксплуатации автомобиля «Lаnd Rover Range Rover».
11. ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике. Термины и определения.
12. ГОСТ 33997-2016. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки.
13. Программный продукт: topix.landrover.jlrext.com.

ТЕРМИНЫ

Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Явный дефект – дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
Скрытый дефект – дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
Устранимый дефект – дефект, устранение которого технически и экономически целесообразно.
Неустранимый дефект – дефект, устранение которого технически или экономически нецелесообразно.
Многие явные дефекты выявляются при внешнем осмотре (визуально). Однако, если нормативной документацией предусмотрена проверка отсутствия какого-либо дефекта инструментом, прибором или разборкой контролируемого изделия, то такой дефект относится к категории явных, несмотря на невозможность его визуального обнаружения.
Толщина покрытия – расстояние по нормали между поверхностью основного покрываемого металла и поверхностью внешнего слоя покрытия.
Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния конструктивного элемента автомобиля при сохранении работоспособного состояния.
Работоспособное состояние - состояние объекта, в котором он способен выполнять требуемые функции.
Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния.
Конструктивный отказ (дефект) – отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования и конструирования.
Производственный отказ (дефект) – отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии.
Эксплуатационный отказ (дефект) - отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации.

ИССЛЕДОВАНИЕ

... года по адресу: ... специалистами ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» ... был проведён осмотр автомобиля «Lаnd Rover Range Rover», идентификационный номер (VIN), государственный регистрационный знак - фото ... .

  • Фото 1. Внешний вид автомобиля (вид спереди)
    Фото 1. Внешний вид автомобиля (вид спереди).
    Фото 2. Внешний вид автомобиля (со стороны задней (пятой) двери)
    Фото 2. Внешний вид автомобиля (со стороны задней (пятой) двери).

Фото 3. Идентификационный номер (VIN) автомобиля.

Фото 3. Идентификационный номер (VIN) автомобиля.

Пробег на момент осмотра составляет: ... км (фото 4).

Фото 4. Пробег автомобиля на момент осмотра – 65209 км.

Фото 4. Пробег автомобиля на момент осмотра – 65209 км.

На осмотре присутствовали представитель ... .

Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства: серия ..., выданного ..., год выпуска автомобиля – ... , цвет – серый.

1. Внешний осмотр

Внешний осмотр автомобиля проводился в закрытом помещение, при естественном и дополнительном искусственном освещении, визуально и в поле зрения бинокулярной лупы с 7-х кратным увеличением, с применением измерительной линейки с ценой деления 1 мм и следующего оборудования:
- цифрового фотоаппарата «Nikon Coolpix S6500»;
- портативной цифровой видеокамеры-микроскопа DigiMicro Mobile.

В результате проведения осмотра автомобиля «Lаnd Rover Range Rover» (согласно заданного вопроса) было установлено наличие следующих элементов кузова, имеющих покрытие с характерным металлическим блеском (далее – «хромированное покрытие») – см. фото 1,2:
- вставки на решетке радиатора;
- решетки передних левой и правой дверей;
- буквы Range Rover на задней (пятой) двери.

При внешнем осмотре перечисленных выше хромированных элементов кузова, было установлено, что на них хромированное покрытие имеет следы потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности»).

Кроме того, на указанных декоративных элементах имеются наслоения вещества от бледно-желтого до коричневого цвета, похожие на наслоения продуктов коррозии, как мелкие точечные, так и значительного размера.

Интенсивность помутнений декоративных элементов одинакова и не зависит от места их расположения на кузове автомобиля.

Внешний вид указанных дефектов представлен на фото 5-27.

Фото 5-7. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора.

Фото 5-7. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора.

Фото 8. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора.

Фото 8. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора.

Фото 9. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора.

Фото 9. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора.

Фото 10. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора.

Фото 10. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора.

Фото 11-13. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированной решетки левой передней двери.

Фото 11-13. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированной решетки левой передней двери.

Фото 14, 15. Вид коррозионных повреждений на хромированной решетки левой передней двери.

Фото 14, 15. Вид коррозионных повреждений на хромированной решетки левой передней двери.

Фото 16-19. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных буквах Range Rover на задней (пятой) двери.

Фото 16-19. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных буквах Range Rover на задней (пятой) двери.

Фото 20-21. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных буквах Range Rover на задней (пятой) двери.

Фото 20-21. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных буквах Range Rover на задней (пятой) двери.

Фото 22-23. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных буквах Range Rover на задней (пятой) двери.

Фото 22-23. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированных буквах Range Rover на задней (пятой) двери.

Фото 24-26. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированной решетки правой передней двери.

Фото 24-26. Общий вид типичных повреждений в виде наличия следов потускнения (уменьшения эффекта «зеркальности») и коррозионных повреждений на хромированной решетки правой передней двери.

Фото 27. Вид коррозионных повреждений на хромированной решетки правой передней двери.

Фото 27. Вид коррозионных повреждений на хромированной решетки правой передней двери.

При осмотре блестящего покрытия декоративных элементов автомобиля было установлено, что покрытие элементов является пористым (фото 28-32). При этом точечные повреждения покрытия совпадают с наиболее крупными порами.

В местах указанных повреждений отсутствуют следы внешнего механического воздействия в виде сколов, царапин, нарушающих целостность блестящего покрытия.

Фото 28. Общий вид типичных коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора в поле зрения портативного цифрового микроскопа.

Фото 28. Общий вид типичных коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора в поле зрения портативного цифрового микроскопа.

Фото 29. Общий вид типичных коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора в поле зрения портативного цифрового микроскопа.

Фото 29. Общий вид типичных коррозионных повреждений на хромированных вставках решетки радиатора в поле зрения портативного цифрового микроскопа.

Фото 30. Общий вид типичных коррозионных повреждений на хромированных решетках передних дверей в поле зрения портативного цифрового микроскопа.

Фото 30. Общий вид типичных коррозионных повреждений на хромированных решетках передних дверей в поле зрения портативного цифрового микроскопа.

Фото 31. Общий вид типичных коррозионных повреждений на хромированных решетках передних дверей в поле зрения портативного цифрового микроскопа.

Фото 31. Общий вид типичных коррозионных повреждений на хромированных решетках передних дверей в поле зрения портативного цифрового микроскопа.

Фото 32. Общий вид типичных коррозионных повреждений на хромированных буквах задней (пятой) двери в поле зрения портативного цифрового микроскопа.

Фото 32. Общий вид типичных коррозионных повреждений на хромированных буквах задней (пятой) двери в поле зрения портативного цифрового микроскопа.

Как следует из приведенных фотографий характерных повреждений блестящего покрытия элементов кузова, на покрытии имеются точечные и локальные повреждения, характеризующиеся либо наслоениями вещества желтоватого цвета, либо точечными и значительными повреждениями (отсутствием) верхнего блестящего слоя.

Специалист отмечает, что повреждения декоративных элементов кузова имеют одинаковый внешний вид вне зависимости от материала основы декоративных элементов.

Вследствие того, что внешний вид и характер повреждений хромированных элементов исследуемого автомобиля «Lаnd Rover Range Rover» одинаков, то с целью установления причин потускнения покрытия и возникновения указанных повреждений, для последующего лабораторного исследования были предоставлены: вставка решетки радиатора (при демонтаже вставки внутри неё обнаружена влага и грязь) и буква «G», демонтированные с исследуемого автомобиля в процессе осмотра и упакованные в опечатанный сверток (фото 33-39 - номера пломб 17672408, 17672409), а также фрагмент решетки передний двери (от другого автомобиля) с аналогичными повреждениями хромированного покрытия - фото 40.

Фото 33, 34. Демонтированная вставка решетки радиатора и грязь внутри неё.

Фото 33, 34. Демонтированная вставка решетки радиатора и грязь внутри неё.

Фото 35. Демонтированная вставка решетки радиатора  и грязь внутри неё.

Фото 35. Демонтированная вставка решетки радиатора и грязь внутри неё.

Фото 36, 37. Демонтированная буква «G».

Фото 36, 37. Демонтированная буква «G».

Фото 38, 39. Опломбированный сверток и номера пломб 17672408, 17672409.

Фото 38, 39. Опломбированный сверток и номера пломб 17672408, 17672409.

2. Исследование декоративных элементов кузова автомобиля, имеющих серебристое («хромированное») покрытие.

С целью определения причины возникновения повреждений, проводилось микроскопическое исследование декоративных элементов в лабораторных условиях (фото 40). Опломбированный сверток и номера пломб представлены без повреждений. Предварительно представленные элементы очищались от эксплуатационных наслоений при помощи ветоши, смоченной в очищающем составе.

Фото 40. Общий вид представленных на исследование декоративных элементов: 
- фрагмент вставки с решётки радиатора – фрагмент 1; 
- фрагмент решетки передней двери – фрагмент 2; 
- рельефный элемент в виде в виде буквы «G» – фрагмент 3
.

Фото 40. Общий вид представленных на исследование декоративных элементов:
- фрагмент вставки с решётки радиатора – фрагмент 1;
- фрагмент решетки передней двери – фрагмент 2;
- рельефный элемент в виде в виде буквы «G» – фрагмент 3.

Микроскопическое исследование .

Микроскопическое исследование, а также исследование химического состава материала декоративных элементов проводилось на растровом электронном микроскопе «Mira 3» фирмы «Tescan», оснащенном рентгеновским энергодисперсионным Siº(Li)-детектором с тонким полипропиленовым окном, позволяющим определять все элементы, начиная с углерода по уран включительно, при увеличениях до 5000х.

В результате микроскопического исследования было установлено следующее. Поверхность представленных декоративных элементов пористая, на поверхностях наблюдаются множественные повреждения внешнего серебристого «зеркального» слоя различного размера (фото 41, 42). Указанные повреждения – «пятна» имеют как округлую, так и неправильную форму, и расположены по всей металлической поверхности декоративных элементов.

Фото 41, 42. Общий вид «типичных» повреждений на поверхности декоративных элементов. Неповрежденное «зеркальное» покрытие имеет более темный цвет, области с отсутствием «зеркального» покрытия имеют более светлый цвет. Стрелками указаны множественные поры на поверхности покрытия

Фото 41, 42. Общий вид «типичных» повреждений на поверхности декоративных элементов. Неповрежденное «зеркальное» покрытие имеет более темный цвет, области с отсутствием «зеркального» покрытия имеют более светлый цвет. Стрелками указаны множественные поры на поверхности покрытия.

Также специалист констатирует отсутствие на поверхности выраженных очагов коррозии, что свидетельствует о равномерном разрушении серебристого покрытия по всей поверхности. Следы механического воздействия, которые могли бы уменьшить прочность покрытия, на поверхностях элементов отсутствуют.

В результате исследования на растровом электронном микроскопе «Mira 3» фирмы «Tescan» получены следующие результаты: серебристое покрытие на декоративных элементах (фрагментах 1-3) является многослойным (фото 43-45). Серебристый неповрежденный слой выполнен из хрома (Cr), под хромированным покрытием основа из никеля (Ni).

На фото 43-45 приведено «картирование» – карта распределения элементов.

Фото 43-45. Результаты «типичного» картирования характерной области с повреждением покрытия на декоративных элементах

Фото 43-45. Результаты «типичного» картирования характерной области с повреждением покрытия на декоративных элементах.

Поверхность фрагментов 1-3 характеризуется пористой структурой. На поверхности имеются множественные точечные участки (поры) округлой формы с отсутствующим верхним серебристым (хромированным) покрытием – фото 46-52.

Фото 46-52. Результаты «типичного» картирования пористой структуры поверхности декоративных элементов

Фото 46-52. Результаты «типичного» картирования пористой структуры поверхности декоративных элементов.

Фото 46-52. Результаты «типичного» картирования пористой структуры поверхности декоративных элементов

Фото 46-52. Результаты «типичного» картирования пористой структуры поверхности декоративных элементов.

Покрытие на вставке решетки радиатора нанесено на полимерную подложку и представляет собой композицию сложной структуры: верхний слой – серебристый (зеркальный) выполнен из хрома (Cr), средний – из никеля (Ni), нижний слой выполнен из меди (Cu). Толщина верхнего слоя составляет ~ 0,001 мм (фото 53-56).

Фото 53-56. Результаты «картирования» покрытия на вставки решетки радиатора

Фото 53-56. Результаты «картирования» покрытия на вставки решетки радиатора.

Покрытие на фрагменте решетки передней двери двуслойное: верхний слой – серебристый (зеркальный) выполнен из хрома (Cr), основа выполнена из никеля (Ni). Толщина верхнего слоя составляет ~ 0,002 мм (фото 57-59).

Фото 57-59. Результаты «картирования» покрытия на фрагменте решетки передней двери

Фото 57-59. Результаты «картирования» покрытия на фрагменте решетки передней двери.

Установить факт трехслойного покрытия на рельефном элементе в виде в виде буквы «G», а также определить толщины слоев не представляется возможным без повреждения объекта. Однако, выявленные на поверхности буквы «G» повреждения имеют аналогичный механизм образования, как и на фрагменте решетки передней двери и на вставке решетки радиатора.

В результате проведенного исследования было подтверждено, что дефект покрытия на декоративных элементах в виде снижения «зеркальности» и наличия «пятен» связан с локальным (точечным) отсутствием верхнего слоя хрома и проявлением в данных областях среднего слоя никеля, имеющего пористую структуру и матовую поверхность.

Блестящее покрытие декоративных элементов обладает пористостью. Пористость покрытия выражается в наличии на блестящей поверхности хрома пор. Следовательно, покрытие не обладает необходимой стойкостью к воздействию агрессивных реагентов, которым подвергается при эксплуатации кузов автомобиля в целом.

Помимо этого, такая незначительная толщина верхнего слоя хрома, составляющая ~ 0,002 мм, может свидетельствовать о нарушении технологии нанесения покрытия.

Установление механизма образования и причины возникновения дефекта блестящего покрытия декоративных элементов.

Комплекс установленных обстоятельств и признаков свидетельствует о следующем механизме образования дефекта декоративного покрытия на элементах автомобиля:
- в процессе создания покрытия на декоративных элементах автомобиля в верхнем слое образовались поры;
- в порах верхнего слоя отсутствовало защитное покрытие хрома, что обусловило «сквозную» пористость верхнего слоя до слоя никеля;
- в процессе эксплуатации автомобиля в «незакрытые» поры попали химические вещества (например, агрессивные компоненты дорожных реагентов, жидкие моющие средства и т.п.);
- наличие и воздействие внешних агрессивных веществ обусловило возникновение и развитие химических процессов (в том числе окисления);
- химические процессы по площади их протекания нарушили адгезию между средним и верхним слоями, что привело к разрушению верхнего слоя, а нижний слой приобрел пористую структуру;
- результат воздействия – локальные и точечные области с отсутствием верхнего блестящего слоя, наслоение вещества (продуктов окисления) на поверхности деталей.

Указанный механизм образования повреждений на декоративных элементах кузова автомобиля характерен для скрытого заводского дефекта блестящего декоративного покрытия – повышенной пористости, которая не обеспечивает коррозионную стойкость блестящего покрытия при эксплуатации автомобиля. Следовательно, характер образования дефекта блестящего покрытия: производственный.

ВЫВОДЫ

1. На наружных хромированных деталях автомобиля марки «Lаnd Rover Range Rover», идентификационный номер (VIN) ... , государственный регистрационный знак ... , а именно, на решетке радиатора, решетках передних дверей и букв Range Rover на задней (пятой) двери имеются следующие дефекты:
- снижение «зеркального» декоративного эффекта в связи с локальными повреждениями (отсутствием) блестящего верхнего слоя и наслоением вещества желтоватого цвета;
- наличие значительной (визуально определяемой) пористости блестящего покрытия.

Перечисленные дефекты декоративного покрытия на указанных элементах автомобиля являются проявлением скрытого производственного дефекта – высокой пористости покрытия, которая не обеспечивает коррозионную стойкость блестящего покрытия при эксплуатации автомобиля.

Специалист ... .




Вернуться к списку автоэкспертиз


Виды проводимых автоэкспертиз

Оставить заявку

Онлайн заявка

Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос автоэкспертизе и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос