Экспертиза насос-форсунки марки «CAT» (Caterpillar).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

... ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор № ... на проведение автотехнического исследования насос-форсунки марки «CAT» (Caterpillar).

На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Какова причина выхода из строя насос-форсунки?

Используемая литература

1. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
2. Методические рекомендации для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» - РФЦСЭ при Минюсте России, Москва 2018 г.
3. Автомобильный справочник – «BOSCH» - 2-е издание – изд. «За рулем» - 2004 год.
4. Система управления дизельными двигателями – изд. «За рулём», 2004 г.
5. Дизельные двигатели – изд. ЗАО «Алфамер Паблишинг», 2006 г.
6. ГОСТ 27.102-2021 Надежность в технике. Надёжность объекта. Термины и определения.
7. Сайт сети интернет: manual-free.com; vunivere.ru.

ИССЛЕДОВАНИЕ

... года в ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» поступила насос-форсунка «CAT» (Caterpillar), номер 102-6236 – фото 1.

Фото 1. Насос-форсунка «CAT» (Caterpillar)

Фото 1. Насос-форсунка «CAT» (Caterpillar)

Внешний осмотр насос-форсунки проводился с применением фотоаппарата марки Sony SLT-A58K и дополнительного увеличительного объектива марки Sony SAL50M28, а также камеры марки «Samsung Galaxy A21s» и микроскопа МИКМЕД 2000R. Осмотр проводился при искусственном освещении. Освещение было достаточно.

Маркировка на деталях насос-форсунки показана на фото 2,3.

Фото 2,3. Маркировка на корпусе насос-форсунки

Фото 2, 3. Маркировка на корпусе насос-форсунки

При внешнем осмотре насос форсунки зафиксировано следующее:

- Сопла на распылителе не забиты – фото 4.

Фото 4. Сопла форсунки не забиты – показано красной стрелкой

Фото 4. Сопла форсунки не забиты – показано красной стрелкой

- На штоке привода плунжера имеются множественные кольцевые задиры и потёртости – фото 5-7. Пружина не повреждена.

Фото 5-7. Задиры и потёртости на штоке плунжера – показано красными стрелками

Фото 5-7. Задиры и потёртости на штоке плунжера – показано красными стрелками

В процессе осмотра насос-форсунка была разобрана.

На электромагните клапана зафиксирован след от контакта с регулировочной шайбой – фото 8. Винты крепления направляющей пластины имеют следы в виде смятия граней от применения инструмента – фото 9-11

Фото 8. След от контакта с регулировочной шайбой на электромагните клапана

Фото 8. След от контакта с регулировочной шайбой на электромагните клапана

Фото 9. Следы смятия граней на винтах крепления направляющей пластины – показано красными стрелками

Фото 9. Следы смятия граней на винтах крепления направляющей пластины – показано красными стрелками

Фото 10,11. Следы смятия граней на винтах крепления направляющей пластины

Фото 10, 11. Следы смятия граней на винтах крепления направляющей пластины

На регулировочной шайбе имеется круговой задир, смятие металла с образование кромки на одной из её опорных поверхностей – фото 12-15.

Фото 12,13. Регулировочная шайба

Фото 12, 13. Регулировочная шайба

Фото 14,15. Круговой задир, смятие металла с образование кромки на регулировочной шайбе

Фото 14,15. Круговой задир, смятие металла с образование кромки на регулировочной шайбе

На пружине электромагнитного клапана имеются следы контактного взаимодействия со стороны регулировочной шайбы на верхнем витке в виде потёртостей металла и на боковой части только с одной стороны – фото 16-19.

Фото 16,17. Пружина электромагнитного клапана

Фото 16, 17. Пружина электромагнитного клапана

Фото 18. След контактного взаимодействия на верхней части витка пружины

Фото 18. След контактного взаимодействия на верхней части витка пружины

Фото 19. След контактного взаимодействия на верхней боковой части витка пружины – показан красной стрелкой

Фото 19. След контактного взаимодействия на верхней боковой части витка пружины – показан красной стрелкой

В отверстии направляющей пластины электромагнитного клапана имеется след с одной стороны в виде потёртости металла – фото 20-22.

Фото 20,21. Направляющая пластина  электромагнитного клапана

Фото 20, 21. Направляющая пластина электромагнитного клапана

Фото 22. След контактного взаимодействия в отверстии направляющей пластины – показан красной стрелкой

Фото 22. След контактного взаимодействия в отверстии направляющей пластины – показан красной стрелкой

На торцевых частях опорной пластины электромагнитного клапана имеются внешние механические повреждения в виде смятия и задиров металла – фото 23-26.

Фото 23,24. Опорная пластина электромагнитного клапана

Фото 23, 24. Опорная пластина электромагнитного клапана

Фото 25,26. Повреждения на торцевых частях опорной пластины

Фото 25, 26. Повреждения на торцевых частях опорной пластины

Втулка электромагнитного клапана серо-чёрного цвета со следами побежалости на внешней стороне имеет круговые риски во внутренней части (возможно это заводские технологические решения) – фото 27-30.

Фото 27,28. Втулка электромагнитного клапана

Фото 27, 28. Втулка электромагнитного клапана

Фото 29,30. Круговые риски  внутри втулки

Фото 29,30. Круговые риски внутри втулки

Регулировочная пластина электромагнитного клапана имеется следы с двух сторон в виде потёртости металла, оставленные от неравномерного, локального контактирования – фото 31-33.

Фото 31. Следы от  неравномерного, локального контактирования - показаны красными стрелками

Фото 31. Следы от неравномерного, локального контактирования - показаны красными стрелками

 Фото 32,33. След от  неравномерного, локального контактирования - показан красными стрелками

Фото 32, 33. След от неравномерного, локального контактирования - показан красными стрелками

На днище корпуса установки электромагнитного клапана зафиксирован односторонний, локальный след контактного взаимодействия в виде потёртости металла – фото 34,35.

Фото 34,35. След контактного взаимодействия - показан красными стрелками

Фото 34, 35. След контактного взаимодействия - показан красными стрелками

На крепёжном винте клапана электромагнита имеются следы в виде смятия граней от применения инструмента, а на корпусных деталях клапана механические повреждения в виде потёртостей и локальное смятия металла – фото 36-40. При разборке клапана электромагнита на его деталях значительных повреждений не зафиксировано – фото 41,42.

Фото 36. Клапан электромагнита

Фото 36. Клапан электромагнита

Фото 37,38. Следы применения инструмента на гранях крепёжного винта – показано красными стрелками

Фото 37, 38. Следы применения инструмента на гранях крепёжного винта – показано красными стрелками

Фото 39,40. Потёртости и локальное смятия металла - – показано красными стрелками

Фото 39, 40. Потёртости и локальное смятия металла - – показано красными стрелками

Фото 41,42. Детали электромагнитного клапана

Фото 41, 42. Детали электромагнитного клапана

На распылителе насос-форсунки зафиксировано вещество серого цвета и механические повреждения в виде локальных 2-х задиров на верхней торцевой части. Игла распылителя в верхней части имеет потёртости и вертикальные риски - фото 43-51.

Фото 43,44. Детали клапана и распылителя топлива

Фото 43, 44. Детали клапана и распылителя топлива

Фото 45,46. Вещество серого цвета и механические повреждения в виде локальных 2-х задиров на распылителе

Фото 45, 46. Вещество серого цвета и механические повреждения в виде локальных 2-х задиров на распылителе

Фото 47. Игла распылителя

Фото 47. Игла распылителя

Фото 48,49. Потёртости и вертикальные риски на игле распылителя в верхней части

Фото 48, 49. Потёртости и вертикальные риски на игле распылителя в верхней части

Фото 50,51. Вертикальные риски на игле распылителя в верхней части показаны красными стрелками – вид через микроскоп (увеличение в 10 раз)

Фото 50, 51. Вертикальные риски на игле распылителя в верхней части показаны красными стрелками – вид через микроскоп (увеличение в 10 раз)

При нажатии при помощи рук на верхнюю шайбу и сжимая пружину от усилия руки установлено, что плунжер насос-форсунки перемещается (не заклинит) в своём штатном месте (в плунжерной паре) – фото 52.

Фото 52. Плунжер показан красной стрелкой

Фото 52. Плунжер показан красной стрелкой

При разборе механизма плунжерной пары зафиксированы вертикальные потёртости металла, риски и царапины вдоль плунжера и в его штатном рабочем месте – фото 53-58. Повреждения на штоке привода плунжера показаны на фото 59.

Фото 53,54. Детали плунжерной пары

Фото 53, 54. Детали плунжерной пары

Фото 55,56. Плунжер и вертикальные потёртости металла, риски – показано красной 
стрелкой

Фото 55, 56. Плунжер и вертикальные потёртости металла, риски – показано красной стрелкой

Фото 57. Вертикальные потёртости и риски на плунжере – вид через микроскоп (увеличение 10 раз)

Фото 57. Вертикальные потёртости и риски на плунжере – вид через микроскоп (увеличение 10 раз)

Фото 58. Вертикальные потёртости металла, риски и царапины  в штатном месте перемещения плунжера – показано красными стрелками

Фото 58. Вертикальные потёртости металла, риски и царапины в штатном месте перемещения плунжера – показано красными стрелками

Фото 59. Множественные кольцевые задиры и потёртости на  штоке привода плунжера

Фото 59. Множественные кольцевые задиры и потёртости на штоке привода плунжера

На основании проведённого осмотра деталей насос-форсунки можно констатировать следующее:
- наличие следов инструмента на крепеже указывает на то, что ранее разбирался механизм электромагнитного клапана;
- круговой задир, смятие металла с образование кромки на регулировочной шайбе; следы контакта на пружине; след контактного взаимодействия в отверстии направляющей пластины; неравномерные следы контактирования на регулировочной пластине и в корпусе установки электромагнитного клапана, указывает на нештатную его работу;
- наличие вертикальных потёртостей металла, рисок и царапин на плунжере и в его штатном рабочем месте возможно из-за попадания с топливом постороннего вещества;
- множественные кольцевые задиры и потёртости на штоке привода плунжера возможны из-за попадания грязи, песка в месте её установки;
- риски и потёртости на игле распылителя возможны из-за попадания с топливом постороннего вещества;
- механические повреждения, зафиксированные на деталях насос-форсунки, возможны из-за ранее проведённого некачественного ремонта.

В процессе проведения осмотра специалисту сообщили, что ранее производилась разборка исследуемой насос-форсунки, а именно деталей электромагнитного клапана по причине повреждения и разрушения регулировочной пластины с отсоединением фрагмента. На фрагменте повреждённой пластины было зафиксировано вещество похожее на грязь, песок – фото 60,61. Данная пластина была заменена.

Фото 60,61. Повреждение регулировочной пластины – песок, грязь - показано красной стрелкой

Фото 60, 61. Повреждение регулировочной пластины – песок, грязь - показано красной стрелкой

ВЫВОДЫ

1. Причиной выхода из строя представленной насос-форсунки «CAT» (Caterpillar), номер 102-6236, является нештатная работа электромагнитного клапана.

Установить причину его нештатной работы не представляется возможным в рамках данного заключения, так как ранее электромагнитный клапан разбирался и ремонтировался с заменой деталей.

Исходя из представленной информации и фото, что на деталях электромагнитного клапана при его ремонте был обнаружен песок и грязь, а также учитывая характер повреждения на плунжерной паре и игле распылителя, можно констатировать, что неисправность в работе насос-форсунки может быть из-за попадания с топливом постороннего вещества (например, грязь, песок), по причине ненадлежащей эксплуатации или обслуживания топливной системы.

Специалист ... .




Вернуться к списку автоэкспертиз


Виды проводимых автоэкспертиз

Оставить заявку

Онлайн заявка

Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос автоэкспертизе и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос