
105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
... ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор № ... на проведение автотехнического исследования насос-форсунки марки «CAT» (Caterpillar).
На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Какова причина выхода из строя насос-форсунки?
Используемая литература
1. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
2. Методические рекомендации для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» - РФЦСЭ при Минюсте России, Москва 2018 г.
3. Автомобильный справочник – «BOSCH» - 2-е издание – изд. «За рулем» - 2004 год.
4. Система управления дизельными двигателями – изд. «За рулём», 2004 г.
5. Дизельные двигатели – изд. ЗАО «Алфамер Паблишинг», 2006 г.
6. ГОСТ 27.102-2021 Надежность в технике. Надёжность объекта. Термины и определения.
7. Сайт сети интернет: manual-free.com; vunivere.ru.
ИССЛЕДОВАНИЕ
... года в ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» поступила насос-форсунка «CAT» (Caterpillar), номер 102-6236 – фото 1.

Фото 1. Насос-форсунка «CAT» (Caterpillar)
Внешний осмотр насос-форсунки проводился с применением фотоаппарата марки Sony SLT-A58K и дополнительного увеличительного объектива марки Sony SAL50M28, а также камеры марки «Samsung Galaxy A21s» и микроскопа МИКМЕД 2000R. Осмотр проводился при искусственном освещении. Освещение было достаточно.
Маркировка на деталях насос-форсунки показана на фото 2,3.

Фото 2, 3. Маркировка на корпусе насос-форсунки
При внешнем осмотре насос форсунки зафиксировано следующее:
- Сопла на распылителе не забиты – фото 4.

Фото 4. Сопла форсунки не забиты – показано красной стрелкой
- На штоке привода плунжера имеются множественные кольцевые задиры и потёртости – фото 5-7. Пружина не повреждена.

Фото 5-7. Задиры и потёртости на штоке плунжера – показано красными стрелками
В процессе осмотра насос-форсунка была разобрана.
На электромагните клапана зафиксирован след от контакта с регулировочной шайбой – фото 8. Винты крепления направляющей пластины имеют следы в виде смятия граней от применения инструмента – фото 9-11

Фото 8. След от контакта с регулировочной шайбой на электромагните клапана

Фото 9. Следы смятия граней на винтах крепления направляющей пластины – показано красными стрелками

Фото 10, 11. Следы смятия граней на винтах крепления направляющей пластины
На регулировочной шайбе имеется круговой задир, смятие металла с образование кромки на одной из её опорных поверхностей – фото 12-15.

Фото 12, 13. Регулировочная шайба

Фото 14,15. Круговой задир, смятие металла с образование кромки на регулировочной шайбе
На пружине электромагнитного клапана имеются следы контактного взаимодействия со стороны регулировочной шайбы на верхнем витке в виде потёртостей металла и на боковой части только с одной стороны – фото 16-19.

Фото 16, 17. Пружина электромагнитного клапана

Фото 18. След контактного взаимодействия на верхней части витка пружины

Фото 19. След контактного взаимодействия на верхней боковой части витка пружины – показан красной стрелкой
В отверстии направляющей пластины электромагнитного клапана имеется след с одной стороны в виде потёртости металла – фото 20-22.

Фото 20, 21. Направляющая пластина электромагнитного клапана

Фото 22. След контактного взаимодействия в отверстии направляющей пластины – показан красной стрелкой
На торцевых частях опорной пластины электромагнитного клапана имеются внешние механические повреждения в виде смятия и задиров металла – фото 23-26.

Фото 23, 24. Опорная пластина электромагнитного клапана

Фото 25, 26. Повреждения на торцевых частях опорной пластины
Втулка электромагнитного клапана серо-чёрного цвета со следами побежалости на внешней стороне имеет круговые риски во внутренней части (возможно это заводские технологические решения) – фото 27-30.

Фото 27, 28. Втулка электромагнитного клапана

Фото 29,30. Круговые риски внутри втулки
Регулировочная пластина электромагнитного клапана имеется следы с двух сторон в виде потёртости металла, оставленные от неравномерного, локального контактирования – фото 31-33.

Фото 31. Следы от неравномерного, локального контактирования - показаны красными стрелками

Фото 32, 33. След от неравномерного, локального контактирования - показан красными стрелками
На днище корпуса установки электромагнитного клапана зафиксирован односторонний, локальный след контактного взаимодействия в виде потёртости металла – фото 34,35.

Фото 34, 35. След контактного взаимодействия - показан красными стрелками
На крепёжном винте клапана электромагнита имеются следы в виде смятия граней от применения инструмента, а на корпусных деталях клапана механические повреждения в виде потёртостей и локальное смятия металла – фото 36-40. При разборке клапана электромагнита на его деталях значительных повреждений не зафиксировано – фото 41,42.

Фото 36. Клапан электромагнита

Фото 37, 38. Следы применения инструмента на гранях крепёжного винта – показано красными стрелками

Фото 39, 40. Потёртости и локальное смятия металла - – показано красными стрелками

Фото 41, 42. Детали электромагнитного клапана
На распылителе насос-форсунки зафиксировано вещество серого цвета и механические повреждения в виде локальных 2-х задиров на верхней торцевой части. Игла распылителя в верхней части имеет потёртости и вертикальные риски - фото 43-51.

Фото 43, 44. Детали клапана и распылителя топлива

Фото 45, 46. Вещество серого цвета и механические повреждения в виде локальных 2-х задиров на распылителе

Фото 47. Игла распылителя

Фото 48, 49. Потёртости и вертикальные риски на игле распылителя в верхней части

Фото 50, 51. Вертикальные риски на игле распылителя в верхней части показаны красными стрелками – вид через микроскоп (увеличение в 10 раз)
При нажатии при помощи рук на верхнюю шайбу и сжимая пружину от усилия руки установлено, что плунжер насос-форсунки перемещается (не заклинит) в своём штатном месте (в плунжерной паре) – фото 52.

Фото 52. Плунжер показан красной стрелкой
При разборе механизма плунжерной пары зафиксированы вертикальные потёртости металла, риски и царапины вдоль плунжера и в его штатном рабочем месте – фото 53-58. Повреждения на штоке привода плунжера показаны на фото 59.

Фото 53, 54. Детали плунжерной пары

Фото 55, 56. Плунжер и вертикальные потёртости металла, риски – показано красной
стрелкой

Фото 57. Вертикальные потёртости и риски на плунжере – вид через микроскоп (увеличение 10 раз)

Фото 58. Вертикальные потёртости металла, риски и царапины в штатном месте перемещения плунжера – показано красными стрелками

Фото 59. Множественные кольцевые задиры и потёртости на штоке привода плунжера
На основании проведённого осмотра деталей насос-форсунки можно констатировать следующее:
- наличие следов инструмента на крепеже указывает на то, что ранее разбирался механизм электромагнитного клапана;
- круговой задир, смятие металла с образование кромки на регулировочной шайбе; следы контакта на пружине; след контактного взаимодействия в отверстии направляющей пластины; неравномерные следы контактирования на регулировочной пластине и в корпусе установки электромагнитного клапана, указывает на нештатную его работу;
- наличие вертикальных потёртостей металла, рисок и царапин на плунжере и в его штатном рабочем месте возможно из-за попадания с топливом постороннего вещества;
- множественные кольцевые задиры и потёртости на штоке привода плунжера возможны из-за попадания грязи, песка в месте её установки;
- риски и потёртости на игле распылителя возможны из-за попадания с топливом постороннего вещества;
- механические повреждения, зафиксированные на деталях насос-форсунки, возможны из-за ранее проведённого некачественного ремонта.
В процессе проведения осмотра специалисту сообщили, что ранее производилась разборка исследуемой насос-форсунки, а именно деталей электромагнитного клапана по причине повреждения и разрушения регулировочной пластины с отсоединением фрагмента. На фрагменте повреждённой пластины было зафиксировано вещество похожее на грязь, песок – фото 60,61. Данная пластина была заменена.

Фото 60, 61. Повреждение регулировочной пластины – песок, грязь - показано красной стрелкой
ВЫВОДЫ
1. Причиной выхода из строя представленной насос-форсунки «CAT» (Caterpillar), номер 102-6236, является нештатная работа электромагнитного клапана.
Установить причину его нештатной работы не представляется возможным в рамках данного заключения, так как ранее электромагнитный клапан разбирался и ремонтировался с заменой деталей.
Исходя из представленной информации и фото, что на деталях электромагнитного клапана при его ремонте был обнаружен песок и грязь, а также учитывая характер повреждения на плунжерной паре и игле распылителя, можно констатировать, что неисправность в работе насос-форсунки может быть из-за попадания с топливом постороннего вещества (например, грязь, песок), по причине ненадлежащей эксплуатации или обслуживания топливной системы.
Специалист ... .