
105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
... ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор № ... на проведение исследования натяжного ролика ГРМ двигателя автомобиля Skoda Superb, идентификационный номер ..., государственный регистрационный знак ... .
На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Определить причину выхода из строя натяжного ролика ремня ГРМ?
Исследование поручено ... .
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
1. Натяжной ролик ремня ГРМ двигателя автомобиля Skoda Superb, идентификационный номер ..., государственный регистрационный знак ... .
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
2. Методические рекомендации для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» - РФЦСЭ при Минюсте России, Москва 2018 г.
3. Автомобильный справочник – «BOSCH» - 2-е издание – изд. «За рулем» - 2004 год.
4. BOSCH. Системы управления дизельными двигателями – изд. «За рулём», 2004 г.
5. Skoda Superb II - изд. «Арус», 2012 год.
6. Экспертиза технического состояния и причины неисправностей автомобильной техники – ООО «Издательство «АБС», 2019 г.
7. ГОСТ 27.102-2021 Надежность в технике. Надёжность объекта. Термины и определения.
8. Справочник по конструкционным материалам. Под общей редакцией Б.Н. Арзамасова, Т.В. Соловьевой. М.: МГТУ им. Баумана, 2005.
9. Блантер М.Е. Методика исследования металлов и обработки опытных данных / М. Е. Блантер. – М.: Металлургиздат, 1952. – 444 с.: схем., табл. + Библиогр.: с. 443-444 (29 назв.).
10. РД 50-672-88. Методические указания. Расчеты и испытания на прочность. Классификация видов изломов металлов.
11.Фрактография и атлас фрактограмм. Справочник. М.Л. Бернштейн, М.: Металлургия, 1982.
12. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. М.: ООО «Издательский дом Альянс», 2009.
13. ГОСТ 19200-80. Отливки из чугуна и стали. Термины и определения дефектов.
14. ГОСТ 5640-2020. Сталь. Металлографический метод оценки микроструктуры проката стального плоского. 53. ГОСТ 1050-2013. Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия.
15. ГОСТ 1778-2022. (ИСО 4967-79). Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений.
ИССЛЕДОВАНИЕ
... года в ООО «ЭКЦ Автотранспорт» был представлен натяжной ролик ремня ГРМ двигателя автомобиля Skoda Superb, идентификационный номер ..., государственный регистрационный знак ... .
При визуальном осмотре натяжного ролика установлена его марки «Litens» и страна производитель «Румыния» - фото 1-4. На внутренней обойме подшипника зафиксирована надпись – «CHINA» (Китай). Кроме повреждённой упорной части кронштейна ролика с разрушенным фрагментом, зафиксировано разрушение на две части пружины ролика – фото 5.

Фото 1, 2. Натяжной ролик. Его марка показана красной стрелкой

Фото 3. Марка ролика и надпись – «CHINA» показаны красными стрелками

Фото 4. Повреждённая упорная часть кронштейна ролика – показано красной стрелкой

Фото 5. Разрушение пружины ролика – показано красной стрелкой
В процессе осмотра натяжной ролик ГРМ был разобран – фото 6. На подшипнике ролика зафиксированы локальные наложения пластической смазки – фото 7,8. Кроме повреждённой упорной части кронштейна ролика, на нём зафиксирован след черного цвета и износ втулки во внутренней поверхности – фото 9-11.

Фото 6. Детали разобранного натяжного ролика

Фото 7, 8. Подшипник ролика и локальное наложение пластической смазки

Фото 9, 10. Повреждение упорной части кронштейна ролика с разрушенным фрагментом и след черного цвета – показан красной стрелкой

Фото 11. Износ втулки во внутренней поверхности ролика
Пружина ролика разрушена на 2-а фрагмента. На витках пружины зафиксированы следы износа (стачивания) металла – фото 12-16.

Фото 12. Пружина ролика разрушена на 2-а фрагмента

Фото 13, 14. Следы износа металла на витках пружины

Фото 15, 16. Вид излома пружины натяжного ролика
Для установления причины разрушения пружины натяжного ролика ГРМ было проведено металловедческое исследование данной пружины.
МЕТАЛЛОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В процессе проведения металловедческого исследования и обработки полученных результатов были применены:
- Масштабная линейка;
- Оптический микроскоп «Neophot-21»;
- Твердомер МЕТОЛАБ-101;
- Набор для изготовления микрошлифов;
- Оптический микроскоп Bresser Advance ICD.
С целью проведения металлографического исследования исследуемой пружины было произведен отрез частей, внешний вид которых представлен на фото 1.

Фото 1. Внешний вид фрагментов исследуемой пружины
В процессе исследования излома при помощи оптического микроскопа Bresser Advance ICD было установлено, что механизм разрушения исследуемой пружины заключается в зарождении усталостной трещины с последующим доломом. Внешний вид излома, представлен на фото 2.

Фото 2 (а,б). Внешний вид излома в режиме увеличения х25
С целью исследования микроструктуры исследуемой пружины в процессе исследования был изготовлен микрошлиф пружины. Внешний вид изготовленного микрошлифа представлен на фото 3.

Фото 3. Внешний вид изготовленного микрошлифа
В процессе исследования микроструктуры исследуемой пружины до травления 4-х % раствором азотной кислоты в этиловом спирте при помощи оптического микроскопа «Neophot-21» было установлено отсутствие металлургических дефектов (см. фото 4).

Фото 4. Внешний вид микроструктуры исследуемой пружины до травления в режиме увеличения Х250
В процессе исследования микроструктуры исследуемой пружины после травления в 4-х % растворе азотной кислоты в этиловом спирте при помощи оптического микроскопа «Neophot-21» было установлено, что исследуемая микроструктура представляет собой троостит отпуска (см. фото 5).

Фото 5. Внешний вид микроструктуры исследуемой пружины после травления в режиме увеличения Х500
С целью определения твердости фрагмент исследуемой пружины был подвергнут формированию двух взаимно параллельных плоскостей (см. фото 6).

Фото 6. Внешний вид фрагмента исследуемой пружины
В процессе определения твердости при помощи твердомера МЕТОЛАБ-101 было установлено, что среднее значение твердости составляет 53 HRC. Результаты измерения твердости представлены в таблице 1.

Пружинные стали подвергают закалке и среднему отпуску для получения высокого предела упругости и выносливости. Температура отпуска 420-520 градусов Цельсия. Твердость обычно находится в пределах 40-48 HRC.Твердость исследуемой пружины выше рекомендованных значений, что может свидетельствовать о нарушении режима термической обработки.
Таким образом, усталостный излом пружины свидетельствует о наличии в очаге разрушения металлургических или технологических дефектов.
Высокое значение твердости также снизило упругие и пластические свойства материала пружины.
ВЫВОДЫ
1. Причиной выхода из строя натяжного ролика ГРМ двигателя автомобиля Skoda Superb, идентификационный номер ..., государственный регистрационный знак ... является разрушение его пружины (и последующее разрушение упорной части кронштейна). Причиной разрушения пружины натяжного ролика является наличие металлургических или технологических дефектов в очаге разрушения, высокое значение твердости материала пружины, что возможно при производственном дефекте (заводском браке) пружины.
Специалисты ... .