Экспертиза причины стука в заднем редукторе автомобиля TOYOTA RAV4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

... ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор № ... на проведение автотехнического исследования автомобиля TOYOTA RAV4, идентификационный номер ... .

На разрешение исследования поставлены следующие вопросы:
1. Имеются ли в автомобиле TOYOTA RAV4, идентификационный номер ... неисправность в виде стука в заднем редукторе.
2. Если имеется, то в чём причина его возникновения.

Исследование поручено ... , имеющему высшее техническое образование (Московский автомеханический институт) по специальности инженер-механик, квалификацию судебного эксперта по специальностям «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», «Исследование технического состояния транспортных средств», «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»; «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» (транспортно-трасологическая диагностика), полученных в Российском Федеральном Центре Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ и в Московском автодорожном институте (МАДИ), являющийся экспертом-техником и зарегистрированный в государственном реестре Минюста (номер 4551), стаж экспертной работы в области судебной экспертизы с 2002 года по настоящее время.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

1. Автомобиль TOYOTA RAV4, идентификационный номер ... .

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
2. Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки - ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, Москва 2017.
3. Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки, ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, Москва 2018.
4. Руководство пользователя автомобиля TOYOTA RAV4.
5. Нормативно-техническая документация завода-изготовителя: techdoc-toyota.com; Toyota TIS.
6. Автомобильные сцепления, трансмиссии, приводы – изд. «За рулём», 2012 г.

ИССЛЕДОВАНИЕ

1,2. ... по адресу: ... специалистом ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» ... был произведён экспертный осмотр автомобиля TOYOTA RAV4, идентификационный номер ... – фото 1-3. Автомобиль на осмотр прибыл своим ходом..

Фото 1. Вид автомобиля спереди и государственный регистрационный знак ………….

Фото 1. Вид автомобиля спереди и государственный регистрационный знак ... .

Фото 2,3. Идентификационный номер автомобиля ………….

Фото 2, 3. Идентификационный номер автомобиля ... .

В процессе экспертного осмотра был произведён запуск двигателя. Горящих сигнализаторов и ламп на щитке приборов, указывающих на какие-либо неисправности в автомобиле, не зафиксировано.

Далее в условиях технического центра ... была произведена компьютерная диагностика автомобиля (оборудование представлено ... , версия программы –ver.17.30.011). В результате компьютерной диагностика коды неисправности в трансмиссии автомобиля не выявлены.

Автомобиль был осмотрен снизу. Каких-либо механических повреждений на деталях автомобиля в нижней его части не зафиксировано.

На задний редуктор были подсоединены два зажима (датчика с чёрным и синим проводом) электронного стетоскопа марки «МАСТАК 122-20001». Один зажим (с чёрным проводом) был подсоединён к корпусу заднего редуктора, а второй зажим (с синим проводом) к балке его крепления - фото 4-8.

Фото 4. Задний редуктор автомобиля.

Фото 4. Задний редуктор автомобиля.

Фото 5,6. Электронный стетоскоп марки «МАСТАК 122-20001» и место крепление его зажимов (датчиков).

Фото 5, 6. Электронный стетоскоп марки «МАСТАК 122-20001» и место крепление его зажимов (датчиков).

Фото 7,8. Место крепление  зажимов (датчиков) электронного стетоскопа

Фото 7, 8. Место крепление зажимов (датчиков) электронного стетоскопа.

В условиях технического центра ... был проверен уровень масла в заднем редукторе. Уровень масла в норме.

Было проверено давление во всех шинах (марки «Bridgestone Alenza», размером 235/55R19) колёс и доведено до нормированного значения – 2,3 bar (согласно табличке на стойке двери). Посторонних предметов в багажном отделении автомобиля не зафиксировано.

Далее был совершён тестовый заезд на исследуемом автомобиле. Пробег автомобиля на начало заезда – 33606 км, а температура окружающего воздуха 25 градусов по Цельсию – фото 9.

Фото 9. Пробег автомобиля на начало заезда – 33606 км, а температура окружающего воздуха 25 градусов по Цельсию

Фото 9. Пробег автомобиля на начало заезда – 33606 км, а температура окружающего воздуха 25 градусов по Цельсию.

Был совершён тестовый заезд по дорогам общего пользования и на открытой площадке торгового центра.

В начале тестового заезда несколько раз (3 раза) зафиксирован стук в задней части автомобиля при движении и снижении скорости до 20 км/час в стадии торможения. При помощи электронного стетоскопа (зажима с чёрным проводом, подключенного к заднему редуктору) установлено, что данный стук исходит от заднего редуктора в момент его включения при скорости движения автомобиля около 20 км/час.

При дальнейшем проведении тестового заезда стала повышаться температуры окружающего воздуха с 25 до 29 градусов по Цельсию.

На протяжении около 15 км пробега стук в задней части автомобиля при движении и снижении скорости до 20 км/час в стадии торможения проявлялся несколько раз (6 раз).

При повышении температуры окружающего воздуха до 29 градусов по Цельсию (пробег автомобиля 33631 км), при подъезде к перекрёстку в стадии торможения (перед светофором), был зафиксирован сильный стук (удар под днищем в задней части автомобиля), исходящий со стороны заднего редуктора в момент его включения. При помощи электронного стетоскопа (зажима с чёрным проводом, подключенного к заднему редуктору) установлено, что данный стук исходит от заднего редуктора в момент его включения при снижении скорости движения автомобиля до 20 км/час.

При повышении температуры окружающего воздуха до 30 градусов по Цельсию (пробег автомобиля 33636 км), на протяжении около 20 км при тех же условиях, ещё 3-и раза был зафиксирован данный сильный стук, исходящий со стороны заднего редуктора в момент его включения (установлено при помощи электронного стетоскопа).

При включении (принудительном) полного привода на автомобиле данные стуки отсутствуют.

Далее на осмотр был представлен новый идентичный задний редуктор (маркировка и номера ...). Новый задний редуктор представлен без электромагнитных муфт подключения задних колёс – фото 10,11. Вместе с задним редуктором предоставлен новый комплект его крепёжных деталей. В новый задний редуктор было залито специальное масло марки «TOYOTA», вязкостью «LX 74W85».

Фото 10,11. Представленный для исследований новый задний редуктор

Фото 10, 11. Представленный для исследований новый задний редуктор.

С исследуемого автомобиля был демонтирован задний редуктор с электромагнитными муфтами подключения задних колёс – фото 12,13. На демонтированном заднем редукторе зафиксировано подклинивание (в одном и том же месте) при вращении (при помощи руки) соединительного фланца (к нему крепится карданный вал). На новом заднем редукторе данное подклинивание отсутствует.

Фото 12,13. Демонтированный задний редуктор с муфтами подключения колёс

Фото 12, 13. Демонтированный задний редуктор с муфтами подключения колёс.

В процессе экспертного осмотра с демонтированного заднего редуктора были сняты электромагнитные муфты подключения задних колёс и установлены на новый задний редуктор. Новый задний редуктор с данными муфтами был установлен на исследуемый автомобиль.

Далее на исследуемом автомобиле был совершён тестовый заезд по дорогам общего пользования (с постоянным, интенсивным ускорением и торможением в городских условиях). Во время тестового заезда температура окружающего воздуха (во время движения автомобиля) повышалась и составляла от 25 до 30 градусов по Цельсию. На протяжении 20 км пробега при данных условиях эксплуатации, стуков (слабых, сильных) в задней части автомобиля (со стороны заднего редуктора) в стадии торможения до скорости около 20 км/час (и меньше), не зафиксировано.

По результатам данного тестового заезда установлено, что причиной возникновения выявленных ранее стуков является неисправность (дефект) в работе заднего редуктора.

Далее был произведён осмотр ранее демонтированного редуктора – фото 14.

Фото 14. Задний редуктор

Фото 14. Задний редуктор.

При плавном вращении за соединительный фланец (место крепления карданного вала) заднего редуктора при помощи руки с одним и тем же усилием, зафиксировано его подклинивание в одном и том же месте, при этом в данный момент, от усилия руки начинает перемещаться весь корпус редуктора (относительно стола, где он лежит) - фото 15. Крепёж соединительного фланца заднего редуктора выполнен штатно (гайка «закернена» и в этом месте нанесена жёлтая краска), следов откручивания гайки крепления фланца не зафиксировано – фото 16.

Фото 15. При плавном вращении за соединительный фланец заднего редуктора при помощи руки с одним и тем же усилием, зафиксировано его подклинивание в одном и том же месте

Фото 15. При плавном вращении за соединительный фланец заднего редуктора при помощи руки с одним и тем же усилием, зафиксировано его подклинивание в одном и том же месте.

Фото 16. Крепёж соединительного фланца заднего редуктора

Фото 16. Крепёж соединительного фланца заднего редуктора.

В процессе осмотра был проверен суммарный начальный крутящий момент (преднатяг) в положении касания зубьев ведущей шестерни и коронной (ведомой) шестерни, при помощи динамометрического ключа с механической шкалой (марки «TOHNICHI SF3N») – фото 17, 18.

Фото 17,18. Динамометрический ключ с механической шкалой

Фото 17, 18. Динамометрический ключ с механической шкалой.

При данной проверке зафиксировано, что при повороте ключа в разные стороны начальный крутящий момент (преднатяг) составляет 1,5 Нм, а при его повороте в одном месте, где зафиксировано подклинивание, начальный крутящий момент (преднатяг) составляет 2,0 Нм – фото 19-22. Данный факт указывает на то, что подклинивание зафиксировано не только органолептически (рукой), но и при помощи измерительного инструмента.

Фото 19. Проверка суммарного начального крутящего момента (преднатяга)

Фото 19. Проверка суммарного начального крутящего момента (преднатяга).

Фото 20,21. Начальный крутящий момент (преднатяг) составляет 1,5 Нм

Фото 20, 21. Начальный крутящий момент (преднатяг) составляет 1,5 Нм.

Фото 22. Начальный крутящий момент (преднатяг) составляет 2,0 Нм (в месте подклинивания)

Фото 22. Начальный крутящий момент (преднатяг) составляет 2,0 Нм (в месте подклинивания).

Далее гайка соединительного фланца была «раскернена». При помощи динамометрического ключа, данная гайка была затянута с моментом 140 Нм (согласно требования заводской технической документации – это допустимый момент, которым должна быть закручена данная гайка) - фото 23,24. При таком моменте затяжки данной гайки соединительный фланец от руки вращается со значительным усилием.

Фото 23,24.  Гайка соединительного фланца была затянута с моментом 140 Нм

Фото 23, 24. Гайка соединительного фланца была затянута с моментом 140 Нм.

Далее был проверен суммарный начальный крутящий момент (преднатяг) в положении касания зубьев ведущей шестерни и коронной (ведомой) шестерни, при помощи динамометрического ключа с механической шкалой. При данной проверке зафиксировано, что при повороте ключа в разные стороны начальный крутящий момент (преднатяг) составляет 3,0 Нм и более – фото 25, 26.

Данный факт указывает на то, что при допустимой затяжке гайки соединительного фланца (140 Нм), начальный крутящий момент (преднатяг) больше (3,0 Нм и более), чем был первоначально (1,5 Нм) на исследуемом заднем редукторе.

Фото 25,26. Начальный крутящий момент (преднатяг) -  3,0 Нм и более

Фото 25, 26. Начальный крутящий момент (преднатяг) - 3,0 Нм и более.

В процессе осмотра с помощью индикатора часового типа (марки «КИ», 0,01 мм) было проверено поперечное (горизонтальное) биение соединительного фланца заднего редуктора, согласно технической документации завода-изготовителя. Поперечное (горизонтальное) биение соединительного фланца составило менее 0,1 мм, что соответствует допустимым значениям – 0,1 мм) – фото 27, 28.

Фото 27,28. Измерение поперечного (горизонтального) биения соединительного фланца

Фото 27, 28. Измерение поперечного (горизонтального) биения соединительного фланца.

Далее задний редуктор был разобран – фото 29-38. На магните внутри корпуса заднего редуктора зафиксировано незначительное количество мелких фрагментов износа его деталей – фото 39.

Фото 29,30. Детали разобранного заднего редуктора

Фото 29, 30. Детали разобранного заднего редуктора.

Фото 31,32. Детали разобранного заднего редуктора

Фото 31, 32. Детали разобранного заднего редуктора.

Фото 33,34. Детали разобранного заднего редуктора

Фото 33, 34. Детали разобранного заднего редуктора.

Фото 35,36. Детали разобранного заднего редуктора

Фото 35, 36. Детали разобранного заднего редуктора.

Фото 37,38. Детали разобранного заднего редуктора

Фото 37, 38. Детали разобранного заднего редуктора.

Фото 39. На магните незначительное количество мелких фрагментов износа

Фото 39. На магните незначительное количество мелких фрагментов износа.

После очистки и детального осмотра деталей редуктора установлено, что на зубчатых муфтах механизма включения заднего редуктора зафиксированы следы смятия металла от контактного взаимодействия (не полного) не по всей длине зубьев, а на диске одной из данных муфт имеются фрагменты разрушения зубьев – фото 40-46.

Фото 40. Механизм включения заднего редуктора (места  зубьев со следами смятия металла от  не полного контактного взаимодействия - показаны красными стрелками)

Фото 40. Механизм включения заднего редуктора (места зубьев со следами смятия металла от не полного контактного взаимодействия - показаны красными стрелками).

Фото 41,42. Следы  смятия металла от контактного взаимодействия не по всей длине зубьев - показано красными стрелками

Фото 41, 42. Следы смятия металла от контактного взаимодействия не по всей длине зубьев - показано красными стрелками.

Фото 43,44. Следы смятия металла от  контактного взаимодействия не по всей длине зубьев - показано красными стрелками

Фото 43, 44. Следы смятия металла от контактного взаимодействия не по всей длине зубьев - показано красными стрелками.

Фото 45,46. Диск муфты механизма включения заднего редуктора и места повреждений его зубьев - показано красными стрелками

Фото 45, 46. Диск муфты механизма включения заднего редуктора и места повреждений его зубьев - показано красными стрелками.

ВЫВОДЫ

1, 2. На автомобиле TOYOTA RAV4, идентификационный номер ………… имеется неисправность в виде стука в задней части автомобиля, возникающая при движении и снижении скорости до 20 км/час в стадии торможения, при температуре окружающего воздуха от 25 градусов по Цельсию и выше.

Причиной возникновения данного стука является неисправность (дефект) в работе заднего редуктора автомобиля, а именно, подклинивание вращения соединительного фланца по причине различного суммарного начального крутящего момента (преднатяга) – 1,5 Нм при свободном вращении и 2,0 Нм в момент подклинивания. По мере увеличения температуры окружающего воздуха данное подклинивание усиливается, а в дальнейшем проявляется в виде стука в момент включения заднего редуктора.

При допустимом моменте затяжки (140 Нм) гайки соединительного фланца заднего редуктора, суммарный начальный крутящий момент (преднатяг) увеличился и составил более 3 Нм. Это указывает на то, что изначально соединительный фланец заднего редуктора был затянут с меньшим крутящим моментом.

Исходя из вышеизложенного, неисправность в работе заднего редуктора связана с производственным дефектом. Данная неисправность не является причиной нарушения правил эксплуатации автомобиля и требований руководства пользователя.

Причиной образования следов смятия металла от контактного взаимодействия не по всей длине зубьев на зубчатых муфтах и разрушение зубьев диска муфты, возможно от их нештатного контактирования и ударного соединения в момент включения заднего редуктора.

Специалист ... .




Вернуться к списку автоэкспертиз


Виды проводимых автоэкспертиз

Оставить заявку

Онлайн заявка

Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос автоэкспертизе и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос