105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
... ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор № ... на проведение автотехнического исследования автомобиля TOYOTA RAV4, идентификационный номер ... .
На разрешение исследования поставлены следующие вопросы:
1. Имеются ли в автомобиле TOYOTA RAV4, идентификационный номер ... неисправность в виде стука в заднем редукторе.
2. Если имеется, то в чём причина его возникновения.
Исследование поручено ... , имеющему высшее техническое образование (Московский автомеханический институт) по специальности инженер-механик, квалификацию судебного эксперта по специальностям «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», «Исследование технического состояния транспортных средств», «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»; «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» (транспортно-трасологическая диагностика), полученных в Российском Федеральном Центре Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ и в Московском автодорожном институте (МАДИ), являющийся экспертом-техником и зарегистрированный в государственном реестре Минюста (номер 4551), стаж экспертной работы в области судебной экспертизы с 2002 года по настоящее время.
1. Автомобиль TOYOTA RAV4, идентификационный номер ... .
Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
2. Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки - ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, Москва 2017.
3. Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки, ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, Москва 2018.
4. Руководство пользователя автомобиля TOYOTA RAV4.
5. Нормативно-техническая документация завода-изготовителя: techdoc-toyota.com; Toyota TIS.
6. Автомобильные сцепления, трансмиссии, приводы – изд. «За рулём», 2012 г.
1,2. ... по адресу: ... специалистом ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» ... был произведён экспертный осмотр автомобиля TOYOTA RAV4, идентификационный номер ... – фото 1-3. Автомобиль на осмотр прибыл своим ходом..
В процессе экспертного осмотра был произведён запуск двигателя. Горящих сигнализаторов и ламп на щитке приборов, указывающих на какие-либо неисправности в автомобиле, не зафиксировано.
Далее в условиях технического центра ... была произведена компьютерная диагностика автомобиля (оборудование представлено ... , версия программы –ver.17.30.011). В результате компьютерной диагностика коды неисправности в трансмиссии автомобиля не выявлены.
Автомобиль был осмотрен снизу. Каких-либо механических повреждений на деталях автомобиля в нижней его части не зафиксировано.
На задний редуктор были подсоединены два зажима (датчика с чёрным и синим проводом) электронного стетоскопа марки «МАСТАК 122-20001». Один зажим (с чёрным проводом) был подсоединён к корпусу заднего редуктора, а второй зажим (с синим проводом) к балке его крепления - фото 4-8.
В условиях технического центра ... был проверен уровень масла в заднем редукторе. Уровень масла в норме.
Было проверено давление во всех шинах (марки «Bridgestone Alenza», размером 235/55R19) колёс и доведено до нормированного значения – 2,3 bar (согласно табличке на стойке двери). Посторонних предметов в багажном отделении автомобиля не зафиксировано.
Далее был совершён тестовый заезд на исследуемом автомобиле. Пробег автомобиля на начало заезда – 33606 км, а температура окружающего воздуха 25 градусов по Цельсию – фото 9.
Был совершён тестовый заезд по дорогам общего пользования и на открытой площадке торгового центра.
В начале тестового заезда несколько раз (3 раза) зафиксирован стук в задней части автомобиля при движении и снижении скорости до 20 км/час в стадии торможения. При помощи электронного стетоскопа (зажима с чёрным проводом, подключенного к заднему редуктору) установлено, что данный стук исходит от заднего редуктора в момент его включения при скорости движения автомобиля около 20 км/час.
При дальнейшем проведении тестового заезда стала повышаться температуры окружающего воздуха с 25 до 29 градусов по Цельсию.
На протяжении около 15 км пробега стук в задней части автомобиля при движении и снижении скорости до 20 км/час в стадии торможения проявлялся несколько раз (6 раз).
При повышении температуры окружающего воздуха до 29 градусов по Цельсию (пробег автомобиля 33631 км), при подъезде к перекрёстку в стадии торможения (перед светофором), был зафиксирован сильный стук (удар под днищем в задней части автомобиля), исходящий со стороны заднего редуктора в момент его включения. При помощи электронного стетоскопа (зажима с чёрным проводом, подключенного к заднему редуктору) установлено, что данный стук исходит от заднего редуктора в момент его включения при снижении скорости движения автомобиля до 20 км/час.
При повышении температуры окружающего воздуха до 30 градусов по Цельсию (пробег автомобиля 33636 км), на протяжении около 20 км при тех же условиях, ещё 3-и раза был зафиксирован данный сильный стук, исходящий со стороны заднего редуктора в момент его включения (установлено при помощи электронного стетоскопа).
При включении (принудительном) полного привода на автомобиле данные стуки отсутствуют.
Далее на осмотр был представлен новый идентичный задний редуктор (маркировка и номера ...). Новый задний редуктор представлен без электромагнитных муфт подключения задних колёс – фото 10,11. Вместе с задним редуктором предоставлен новый комплект его крепёжных деталей. В новый задний редуктор было залито специальное масло марки «TOYOTA», вязкостью «LX 74W85».
С исследуемого автомобиля был демонтирован задний редуктор с электромагнитными муфтами подключения задних колёс – фото 12,13. На демонтированном заднем редукторе зафиксировано подклинивание (в одном и том же месте) при вращении (при помощи руки) соединительного фланца (к нему крепится карданный вал). На новом заднем редукторе данное подклинивание отсутствует.
В процессе экспертного осмотра с демонтированного заднего редуктора были сняты электромагнитные муфты подключения задних колёс и установлены на новый задний редуктор. Новый задний редуктор с данными муфтами был установлен на исследуемый автомобиль.
Далее на исследуемом автомобиле был совершён тестовый заезд по дорогам общего пользования (с постоянным, интенсивным ускорением и торможением в городских условиях). Во время тестового заезда температура окружающего воздуха (во время движения автомобиля) повышалась и составляла от 25 до 30 градусов по Цельсию. На протяжении 20 км пробега при данных условиях эксплуатации, стуков (слабых, сильных) в задней части автомобиля (со стороны заднего редуктора) в стадии торможения до скорости около 20 км/час (и меньше), не зафиксировано.
По результатам данного тестового заезда установлено, что причиной возникновения выявленных ранее стуков является неисправность (дефект) в работе заднего редуктора.
Далее был произведён осмотр ранее демонтированного редуктора – фото 14.
При плавном вращении за соединительный фланец (место крепления карданного вала) заднего редуктора при помощи руки с одним и тем же усилием, зафиксировано его подклинивание в одном и том же месте, при этом в данный момент, от усилия руки начинает перемещаться весь корпус редуктора (относительно стола, где он лежит) - фото 15. Крепёж соединительного фланца заднего редуктора выполнен штатно (гайка «закернена» и в этом месте нанесена жёлтая краска), следов откручивания гайки крепления фланца не зафиксировано – фото 16.
В процессе осмотра был проверен суммарный начальный крутящий момент (преднатяг) в положении касания зубьев ведущей шестерни и коронной (ведомой) шестерни, при помощи динамометрического ключа с механической шкалой (марки «TOHNICHI SF3N») – фото 17, 18.
При данной проверке зафиксировано, что при повороте ключа в разные стороны начальный крутящий момент (преднатяг) составляет 1,5 Нм, а при его повороте в одном месте, где зафиксировано подклинивание, начальный крутящий момент (преднатяг) составляет 2,0 Нм – фото 19-22. Данный факт указывает на то, что подклинивание зафиксировано не только органолептически (рукой), но и при помощи измерительного инструмента.
Далее гайка соединительного фланца была «раскернена». При помощи динамометрического ключа, данная гайка была затянута с моментом 140 Нм (согласно требования заводской технической документации – это допустимый момент, которым должна быть закручена данная гайка) - фото 23,24. При таком моменте затяжки данной гайки соединительный фланец от руки вращается со значительным усилием.
Далее был проверен суммарный начальный крутящий момент (преднатяг) в положении касания зубьев ведущей шестерни и коронной (ведомой) шестерни, при помощи динамометрического ключа с механической шкалой. При данной проверке зафиксировано, что при повороте ключа в разные стороны начальный крутящий момент (преднатяг) составляет 3,0 Нм и более – фото 25, 26.
Данный факт указывает на то, что при допустимой затяжке гайки соединительного фланца (140 Нм), начальный крутящий момент (преднатяг) больше (3,0 Нм и более), чем был первоначально (1,5 Нм) на исследуемом заднем редукторе.
В процессе осмотра с помощью индикатора часового типа (марки «КИ», 0,01 мм) было проверено поперечное (горизонтальное) биение соединительного фланца заднего редуктора, согласно технической документации завода-изготовителя. Поперечное (горизонтальное) биение соединительного фланца составило менее 0,1 мм, что соответствует допустимым значениям – 0,1 мм) – фото 27, 28.
Далее задний редуктор был разобран – фото 29-38. На магните внутри корпуса заднего редуктора зафиксировано незначительное количество мелких фрагментов износа его деталей – фото 39.
После очистки и детального осмотра деталей редуктора установлено, что на зубчатых муфтах механизма включения заднего редуктора зафиксированы следы смятия металла от контактного взаимодействия (не полного) не по всей длине зубьев, а на диске одной из данных муфт имеются фрагменты разрушения зубьев – фото 40-46.
1, 2. На автомобиле TOYOTA RAV4, идентификационный номер ………… имеется неисправность в виде стука в задней части автомобиля, возникающая при движении и снижении скорости до 20 км/час в стадии торможения, при температуре окружающего воздуха от 25 градусов по Цельсию и выше.
Причиной возникновения данного стука является неисправность (дефект) в работе заднего редуктора автомобиля, а именно, подклинивание вращения соединительного фланца по причине различного суммарного начального крутящего момента (преднатяга) – 1,5 Нм при свободном вращении и 2,0 Нм в момент подклинивания. По мере увеличения температуры окружающего воздуха данное подклинивание усиливается, а в дальнейшем проявляется в виде стука в момент включения заднего редуктора.
При допустимом моменте затяжки (140 Нм) гайки соединительного фланца заднего редуктора, суммарный начальный крутящий момент (преднатяг) увеличился и составил более 3 Нм. Это указывает на то, что изначально соединительный фланец заднего редуктора был затянут с меньшим крутящим моментом.
Исходя из вышеизложенного, неисправность в работе заднего редуктора связана с производственным дефектом. Данная неисправность не является причиной нарушения правил эксплуатации автомобиля и требований руководства пользователя.
Причиной образования следов смятия металла от контактного взаимодействия не по всей длине зубьев на зубчатых муфтах и разрушение зубьев диска муфты, возможно от их нештатного контактирования и ударного соединения в момент включения заднего редуктора.
Специалист ... .