Экспертиза причины течи теплообменника двигателя автомобиля Land Rover Range Rover

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

... г. ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор № ... на проведение исследования по установлению причины течи масляного теплообменника двигателя автомобиля Land Rover Range Rover, идентификационный номер ... .

На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Установить причину течи теплообменника.

ИССЛЕДОВАНИЕ

... в ООО «ЭКЦ «Автотранспорт представлен масляный теплообменник двигателя (V-образный, 8-и цилиндровый, дизельный) автомобиля Land Rover Range Rover, идентификационный номер ... – фото 1.

Фото 1. Масляный теплообменник

Фото 1. Масляный теплообменник.

Внешний осмотр проводился с применением фотоаппарата марки Sony SLT-A58K и дополнительного увеличительного объектива марки Sony SAL50M28. В процессе осмотра и измерений использовался набор щупов размером от 0,05 до 1,0 мм и поверочная линейка (поверка …._).

Масляный теплообменник ранее разбирался (отсутствует крепёж). На прокладке теплообменника со стороны масляного фильтра зафиксированы локальные разрушения материала резины, а также отдельные трещины и складки материала. Места разрушения прокладки расположены вблизи крепёжных отверстий и полостей с антифризом (охлаждающей жидкости двигателя) – фото 2-13.

Фото 2. В красном круге места разрушения резиновой прокладки  теплообменника (со стороны масляного фильтра)

Фото 2. В красном круге места разрушения резиновой прокладки теплообменника (со стороны масляного фильтра).

Фото 3. Места разрушения резиновой прокладки теплообменника (со стороны масляного фильтра)

Фото 3. Места разрушения резиновой прокладки теплообменника (со стороны масляного фильтра).

Фото 4. Места разрушения резиновой прокладки теплообменника (со стороны масляного фильтра)

Фото 4. Места разрушения резиновой прокладки теплообменника (со стороны масляного фильтра).

Фото 5. Места разрушения резиновой прокладки (показаны белыми стрелками) теплообменника (со стороны масляного фильтра)

Фото 5. Места разрушения резиновой прокладки (показаны белыми стрелками) теплообменника (со стороны масляного фильтра).

Фото 6. Места разрушения резиновой прокладки (показаны белыми стрелками) теплообменника (со стороны масляного фильтра)

Фото 6. Места разрушения резиновой прокладки (показаны белыми стрелками) теплообменника (со стороны масляного фильтра).

Фото 7. Места разрушения резиновой прокладки теплообменника

Фото 7. Места разрушения резиновой прокладки теплообменника.

Фото 8. Характер разрушения резиновой прокладки масляного теплообменника

Фото 8. Характер разрушения резиновой прокладки масляного теплообменника.

Фото 9. Характер разрушения резиновой прокладки

Фото 9. Характер разрушения резиновой прокладки.

Фото 10. Характер разрушения резиновой прокладки

Фото 10. Характер разрушения резиновой прокладки.

Фото 11. Трещины  и складки резиновой прокладки

Фото 11. Трещины и складки резиновой прокладки.

Фото 12. Трещины и складки резиновой прокладки

Фото 12. Трещины и складки резиновой прокладки.

Фото 13.  Трещины и складки резиновой прокладки

Фото 13. Трещины и складки резиновой прокладки.

В месте установки данной прокладки зафиксирована эмульсия – смешивание масла и антифриза – фото 14,15.

Фото 14. Смешивание масла и антифриза в месте установки прокладки

Фото 14. Смешивание масла и антифриза в месте установки прокладки.

Фото 15. Смешивание масла и антифриза в месте установки прокладки

Фото 15. Смешивание масла и антифриза в месте установки прокладки.

На привалочной поверхности масляного теплообменника зафиксирован след накипи, оставленный от контакта с горячим антифризом. Прогиб привалочной поверхности теплообменника в данной плоскости (по месту следа) составляет 0,16 мм. В остальных плоскостях прогиб составляет менее 0,1 мм. Это говорит о том, что привалочная поверхность теплообменника имеет неравномерный прогиб (возможно из-за перегрева). Разный прогиб привалочной поверхности теплообменника приводит к неравномерной нагрузке на его прокладку – фото 16-18.

Фото 16. На привалочной плоскости теплообменникам зафиксирован след накипи, оставленный от контакта с горячим антифризом (показан белыми стрелками)

Фото 16. На привалочной плоскости теплообменникам зафиксирован след накипи, оставленный от контакта с горячим антифризом (показан белыми стрелками).

Фото 17,18. Измерение прогиба привалочной плоскости теплообменникам

Фото 17, 18. Измерение прогиба привалочной плоскости теплообменникам.

Вокруг всех крепёжных отверстий теплообменника и масляного фильтра зафиксированы следы круглой формы в виде смятия (срезания) металла и отпечатков (оттисков), оставленные от их крепежа. Данные следы указывает о значительном усилии, которое было приложено к крепёжным болтам (винтам) при их затяжке, соединяющих масляный теплообменник с корпусом масляного фильтра – фото 19-22.

Фото 19. Следы в виде смятия металла, оставленные от крепежа

Фото 19. Следы в виде смятия металла, оставленные от крепежа.

Фото 20. Следы в виде смятия металла, оставленные от крепежа

Фото 20. Следы в виде смятия металла, оставленные от крепежа.

Фото 21. Следы в виде отпечатков  (оттисков), оставленные от крепежа деталей

Фото 21. Следы в виде отпечатков (оттисков), оставленные от крепежа деталей.

Фото 22. Следы в виде отпечатков (оттисков), оставленные от крепежа деталей

Фото 22. Следы в виде отпечатков (оттисков), оставленные от крепежа деталей.

На корпусе теплообменника имеется наклейка с маркировкой – фото 23.

Фото 32. Наклейка с маркировкой

Фото 23. Наклейка с маркировкой.

Прокладка корпуса охладителя «EGR», расположенная с обратной стороны масляного теплообменника повреждений не имеет – фото 33.

Фото 33. Прокладка  корпуса охладителя «EGR» повреждений не имеет

Фото 33. Прокладка корпуса охладителя «EGR» повреждений не имеет.

В процессе осмотра было принято решение провести химическое исследование прокладки теплообменника (со стороны масляного фильтра).

ХИМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Внешний осмотр

На исследование представлена прокладка теплообменника двигателя автомобиля ...;

Фото 1. Общий вид резиновой прокладки теплообменника

Фото 1. Общий вид резиновой прокладки теплообменника.

2. Исследование методом ИК – Фурье – спектроскопии

Исследование методом ИК-Фурье-спектроскопии проводилось с целью определения химического состав резиновой прокладки теплообменника.

Пробы для регистрации ИК - спектров готовили в виде пленок на окошках из селенида цинка.

Регистрацию ИК-спектров проводили на ИК-Фурье спектрофотометре «InfralumFT-801. Спектральный диапазон регистрации 4000-600 см-1, режим пропускания, разрешение 4 см-1, число сканирований 50.

В ИК – спектрах (рис.1) продуктов пиролиза прокладки теплообменника масляного фильтра имеются полосы поглощения характерные бутадиен-нитрильного каучука общей формулы:

Фото 1. Общий вид резиновой прокладки теплообменника

3366 см-1- симметричные валентные колебания гидроксильной группы (широкая полоса;
3073-3059 см-1 - валентные колебания двойной связи Н-С = С-Н винильных фрагментов;
2928 и 2856 см-1 - валентные колебания СН2 групп;
2238 см-1 - валентные колебания С≡N групп, характеристическая полоса для бутадиен-нитрильных каучуков;
1640 см-1 - валентные колебания С=С связи (1,4 – транс фрагменты бутадиена);
1461 см-1 - деформационные колебания СН2 групп;
99 4см-1 (995-985) – неплоские деформационные колебания СН (1.2 – винильные фрагменты бутадиена НС=С-Н),
911 см-1 (915-905) - колебания СН2 (1,2 – винильные фрагменты бутадиена (-НС=СН2);
724 см-1 - полоса характерная для маятниковых колебаний, проявляются в длинных алифатических цепях (CH2)n, где n≥4,
Полоса частотой 1719-1714 см-1, соответствующая валентным колебаниям С=О карбоксильной группы, характерная для димерного состояния органических кислот, свидетельствует о наличии карбоновой кислоты, например стеариновой, используемой в качестве пластификатора в каучуках.

Пластификатор придает готовому изделию эластичность (устойчивость к раскалыванию и растрескиванию при механических воздействиях).

Рис. 1. ИК-спектр продукта пиролиза прокладки теплообменника

Рис. 1. ИК-спектр продукта пиролиза прокладки теплообменника.

При сравнении ИК - спектра с библиотечными спектрами, имеющимися в базе данных прибора (рис 8), установлено, что спектр совпадает при наложении со спектром три – (октил/дециловым) эфиром тримеллитовой кислоты.

Рис. 1. ИК-спектр продукта пиролиза прокладки теплообменника

Рис. 8. plasthall ltm tri-(octyl/decyl) trimellitate, trimellitic acid tri-(octyl/decyl)ester.

Пластификатор - три – (октил/дециловый) эфир тримеллитовой кислоты.

Три – (октил/дециловый) эфир тримеллитовой кислоты используется в качестве пластификатора в каучуках, ПВХ и придает готовому изделию эластичность (устойчивость к раскалыванию и растрескиванию при механических воздействиях).

На основании результатов исследования можно заключить, что прокладка изготовлена из бутадиен-нитрильного каучука.

Основной областью применения бутадиен-нитрильных каучуков является производство различных маслобензостойких резиновых технологических изделий – шлангов (рукавов), прокладок, сальников, бензотары, обкладок различных валков и т.д., применяемых в автомобильной, нефтяной, полиграфической и других отраслях промышленности.

Каучуки используются для изготовления теплостойких резиновых изделий, предназначенных для работы в воде, маслах, растворителях и некоторых других средах. Температурный диапазон для применения таких изделий от -30 до +100°C, кратковременно до 120°С.

Бутадиен-нитрильный каучук является сополимером акрилонитрила и бутадиена. Соотношение этих соединений определяет свойства вулканизаторов и, в частности определяет их стойкость к температурам и маслам. Содержание акрилонитрила в каучуке может составлять от 18% до 50%. Вместе с ростом содержания в каучуке акрилонитрила повышается устойчивость к воздействию масел, алифатических растворителей и устойчивость к высоким температурам при одновременном снижении устойчивости к низким температурам. В отдельных случаях можно получить сопротивление при -55°C.

Бутадиен-нитрильный каучук, содержит мас.ч.: бутадиен-нитрильный каучук - 100, сера 2,0-1,5, оксид цинка 5,0, технический углерод 50,0-45,0, стеариновую кислоту 1,5, ускоритель вулканизации 0,7-1,5.

Вулканизаты бутадиен-нитрильного каучука (синтетическая резина) характеризуются высокой гибкостью, прочностью на растяжение, сжатие и устойчивостью к маслам. Большинство уплотнений, используемых в гидравлике и пневматике, производятся на базе бутадиен-нитрильных каучуков (NBR). Температурный диапазон для применения таких изделий от -30 до +100°C, (кратковременно до 120°С).

При высоких температурах ускоряется старение, по этой причине материал становится твердым и хрупким. Это начинается в кислородной атмосфере (воздух) примерно при 80oС, при перекрытии доступа воздуха процесс старения значительно замедляется (например, в горячем масле). Бутадиен-нитрильный каучук (эластомер) обладает низкой устойчивостью к озону, погодному воздействию и старению (осторожно при хранении). Набухание в минеральных маслах является очень незначительным, однако находится в сильной зависимости от состава масла (табл. 1).

Таблица 1.

Данные устойчивости бутадиен-нитрильных каучуков

Хорошая устойчивость Средняя устойчивость Низкая/нулевая устойчивость
Минеральные масла Дизтопливо с содержанием ароматических углеводородов свыше 40%, этилированные бензины Ароматические углеводороды (толуол, бензол)
Алифатические углеводороды (пропан, бутан, бензины неэтилированные) Биологически разлагающиеся гидравлические жидкости Хлорированные углеводороды (трихлор-, перхлорэтилен)
Вода - Тормозные жидкости и антифризы на гликолевой основе
Хладагенты ("хладоны", "фреоны", холодильные агенты) групп HFA, HFB, HFC Силиконовые масла и жиры (масла могут вызвать сокращение) Хладагенты ("хладоны", "фреоны", холодильные агенты)группы HFD
Растительные и животные масла и жиры - Ацетон;
Этиловый, бутиловый и т.д. эфиры
Дизельное горючее с содержанием ароматических углеводородов не более 40% - -
Большое количество разбавленных кислот и оснований, солевые растворы при комнатной температуре - -

Таким образом, бутадиен-нитрильные каучуки имеют устойчивость к:
алифатические углеводороды, такие как пропан, чистый бензин;
• минеральные масла и смазки;
• масла растительного или животного происхождения;
• мазут и дизельное топливо;
• негорючие гидравлические жидкости, такие как: HSA, HSB (водонефтяные эмульсии) и HSC (смеси полигликоля с водой);
• вода до 60°C (специальные смеси +100°C);
• разбавленные кислоты в не очень высоких температурах (при комнатной температуре при комнатной температуре);
бутадиен-нитрильные каучуки не имеют устойчивости к:
• ароматические углеводороды, такие как бензол;
• сложные эфиры и полярные растворители;
• Силиконовые масла и смазки;
• гидравлические жидкости типа HSD (на основе полиэфира и хлорированных углеводородов);
• тормозные жидкости на основе гликолей и антифризы на гликолевой основе.

Таким образом, бутадиен-нитрильные каучуки по отношению к антифризам на основе этиленгликоля имеют ограниченный уровень химстойкости, то есть материалы частично подвержены воздействию рабочей среды; их возможный период эксплуатации сокращается.

3. Микроскопическое исследование

Поверхности прокладки теплообменника исследовались в поле зрения стерео микроскопа Olimpus SZX16 в отраженном свете при искусственном освещении и увеличении 10÷160х.

Микрофотосъемка проводилась с помощью микроскопа Olimpus SZX16, оснащенного цифровой цветной FireWire камерой Olimpus SC30, в комплекте, физическое разрешение 2048х1532 Olimpus SC30 Digital Cam & SW Kit.

В результате микроскопического исследования установлено следующее:
- на поверхности прокладки теплообменника имеются участки (фото 2-6) с растрескиваниями (трещинами) расположенными горизонтально и вырванными местами (разъеданием материала) на кромке. Глубина трещин материала – различная, имеются как поверхностные, так и растрескивания, проникающие в толщу материала;
- на некоторых участках прокладки наблюдается потеря эластичности и неравномерность толщины (допускается не более 0,5 мм на всей длине);
- на поверхности прокладки по всей длине имеются мелкие трещины.

Фото 2. Внешний вид трещин на поверхности прокладки теплообменника и разъедания резины на  верхней кромке (увеличение 7,8х)

Фото 2. Внешний вид трещин на поверхности прокладки теплообменника и разъедания резины на верхней кромке (увеличение 7,8х).

Фото 3. Внешний вид трещин на поверхности прокладки теплообменника  (увеличение 7,8х)

Фото 3. Внешний вид трещин на поверхности прокладки теплообменника (увеличение 7,8х).

Фото 4. Внешний вид трещин на поверхности прокладки теплообменника  горизонтально проходящих в толщу материала  (увеличение 3.8х)

Фото 4. Внешний вид трещин на поверхности прокладки теплообменника горизонтально проходящих в толщу материала (увеличение 3.8х).

Фото 5. Разъедания резины прокладки теплообменника на  верхней кромке (увеличение 20,8х)

Фото 5. Разъедания резины прокладки теплообменника на верхней кромке (увеличение 20,8х).

Фото 6. Разъедания резины прокладки теплообменника на  верхней кромке (увеличение 20,8х)

Фото 6. Разъедания резины прокладки теплообменника на верхней кромке (увеличение 20,8х).

Указанные повреждения обусловлены, преимущественно, старением и разрушением материала прокладки из бутадиен-нитрильного каучука (резины) в результате химического воздействия, оказываемого охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля (бутадиен-нитрильные каучуки не имеют устойчивости к охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля, так как этиленгликоль вымывает пластификатор). Пластификатор придает готовому изделию эластичность (устойчивость к раскалыванию и растрескиванию при механических воздействиях).

В результате в местах вымывания из прокладки пластификатора происходит нарушение эластичности, появляются трещины, приводящие к возникновению протечки.

Также причиной повреждения прокладки могла быть деформация материала из-за сильного сжатия, возникающая при перетяжки крепежных элементов

На основании проведённого осмотра теплообменника, результатов химического исследования его прокладки, можно сделать следующие промежуточные выводы:
- в масляном теплообменнике повреждена прокладка со стороны масляного фильтра.
- учитывая, характер (локальные разрушения материала резины, а также отдельные трещины и складки материала) и месторасположение повреждения прокладки (вблизи крепёжных отверстий), неравномерный прогиб привалочной поверхности теплообменника, следы в виде смятия (врезания) в металл и отпечатки (оттиски), оставленные от крепежа вокруг всех крепёжных отверстий теплообменника и масляного фильтра, а также результаты химического исследования прокладки, можно констатировать, что основной причиной её повреждения, является деформация и разрушение материала прокладки из-за сильного сжатия, возникшая при перетяжки крепежных элементов и контактирование её в данном состоянии с охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля.

ВЫВОДЫ

1. Причиной течи теплообменника является деформация и разрушение материала прокладки (со стороны масляного фильтра) из-за её сильного сжатия по причине перетяжки крепежных элементов теплообменника и контактирование её в данном состоянии с охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля.

Специалист ... .




Вернуться к списку автоэкспертиз


Виды проводимых автоэкспертиз

Оставить заявку

Онлайн заявка

Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос автоэкспертизе и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос