105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
№ ...
... г. ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор ... на проведение исследования лакокрасочного покрытия кузова автомобиля «Nissan Terrano», идентификационный номер (VIN).
На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Имеется ли разнотон на лакокрасочном покрытии заднего правого крыла (боковины) относительно остальных деталей кузова автомобиля?
1. Автомобиль «Nissan Terrano», идентификационный номер (VIN) – ... .
2. Свидетельство о регистрации ТС.
1. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей «Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов и покрытий», вып. 2, ВНИИСЭ, М.: 1989 гг.
2. ГОСТ 9.032-74 (с изменениями 76, 80 и 89 гг.). Покрытия лакокрасочные. Группы. Технические требования и обозначения. М.: 1991.
3. ГОСТ 23852-79. Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам.
4. ГОСТ 9.072-2017. ЕСЗ КС. Покрытия лакокрасочные. Термины и определения.
5. ГОСТ 9.407-2015 "Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида.
6. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия, требования и определения.
7. Синельников А.Ф., Лосавио С.К. и др. Кузова легковых автомобилей: техническое обслуживание и ремонт. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2004.
8. П. Керкхофф, Г. Хааген. Каталог повреждений лакокрасочных покрытий. – М.: Издательский дом «Третий Рим», 2004.
9. Методические рекомендации «Криминалистическая экспертиза современных автомобильных лакокрасочных покрытий». ЭКЦ МВД РФ, М.: 1998 г.
10. ГОСТ 28246-2017. Материалы лакокрасочные. Термины и определения.
11. Методическое руководство для экспертов и судей. «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации». РФЦСЭ М.: 2006 г.
12 Дефекты лакокрасочного покрытия кузовов легковых автомобилей и способы их устранения: в помощь экспертам / О.В. Хатунцева, С.В. Федотов [и др.]. – М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2016. – 98 с.: ил..
Согласно ГОСТу 9.072 [4]:
Разнооттеночность (разнотон) - неоднородность цвета лакокрасочного покрытия.
Согласно ГОСТу 15467 [6]:
Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Явный дефект – дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
Скрытый дефект – дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
Устранимый дефект – дефект, устранение которого технически и экономически целесообразно.
Неустранимый дефект – дефект, устранение которого технически или экономически нецелесообразно.
... по адресу: ... на территории технического центра ... был представлен автомобиль «Nissan Terrano», идентификационный номер (VIN): ... - фото 1-3. Пробег автомобиля на момент осмотра составляет ... км – фото 4.
Согласно свидетельству о регистрации ТС: год выпуска автомобиля – 2017, цвет – белый.
На осмотре присутствовали ... .
Внешний осмотр лакокрасочного покрытия автомобиля и оценка результатов исследования
Внешний осмотр автомобиля проводился в закрытом помещении, при искусственном освещении, визуально, с применением следующего оборудования:
- цифрового фотоаппарата «Canon IXUS 155»;
- портативного многоуглового спектрофотометра BYK-mac COLOR (производство: компания BYK-Gardner (Германия);
- толщиномера «Minitest 600 B-FN, FN» (фирма ElektroPhysik, Германия) с погрешностью измерений ± 2 мкм (±3%).
С целью определения общего состояния лакокрасочного покрытия (далее – ЛКП) кузова автомобиля «Nissan Terrano», идентификационный номер (VIN) ... (далее – автомобиль) было проведено исследование внешнего (наружного) слоя ЛКП для установления его соответствия требуемым параметрам, включая цвет, гладкость, отсутствие посторонних включений (сорности) и разнооттеночности (разнотона) на поверхности наружного слоя, а также нахождение значений толщины системы ЛКП в требуемом диапазоне допусков.
В результате внешнего осмотра установлено следующее.
ЛКП основных панелей кузова автомобиля имеет белый цвет (фото 5,6).
На лицевых поверхностях, ответственных за внешний вид автомобиля, лакокрасочное покрытие автомобиля глянцевое, ровное, без волнистости и потеков, с незначительной шагренью. Каких-либо посторонних включений (сорности) в ЛКП не имеется.
Признаков химического воздействия, а также признаков термического воздействия и воздействия агрессивных реагентов или органических растворителей на лакокрасочном покрытии кузова не имеется [8].
Видимых деформаций металла кузова автомобиля не имеется.
Результаты измерений толщины ЛКП кузовных деталей исследуемого автомобиля отражены в нижеследующей таблице. Толщина измерена согласно [7,9,11].
Результаты замера толщины ЛКП
№ п/п | Наименование панели кузова, мкм | Толщина ЛКП, мкм |
1 | Капот | 138; 142; 136; 140; 157; 145 |
2 | Левое переднее крыло | 142; 147; 147; 144; 146; 141 |
3 | Левая передняя дверь | 142; 162; 160; 145; 147; 147 |
4 | Левая задняя дверь | 238; 318; 232; 250; 246; 290 |
5 | Левое заднее крыло | 152; 153; 122; 133; 143; 148 |
6 | Крышка багажника | 137; 139; 121; 135; 134; 122 |
7 | Правое заднее крыло | 236; 246; 242; 262; 264; 300; 292; 312 |
8 | Правая задняя дверь | 115; 125; 141; 116; 132; 123 |
9 | Правая передняя дверь | 132; 134; 149; 130; 139; 147 |
10 | Правое переднее крыло | 146; 154; 129; 141; 134; 125 |
11 | Дверца лючка бензобака | 286; 268; 246 |
Завышенные, по сравнению с остальными элементами кузова автомобиля, значения толщины на заднем правом крыле (до ~ 300 мкм) свидетельствуют о проведении ремонтно-восстановительных работ на указанном элементе (со слов собственника автомобиля данная деталь кузова ранее ремонтировалась).
На лакокрасочном покрытии дверцы лючка бензобака и левой задней двери значения толщины также завышены (до ~ 286 мкм и ~ 318 мкм соответственно) по сравнению с остальными элементами кузова.
Специалист отмечает, что толщина ЛКП является параметром, контролируемым на автозаводе, поэтому отклонение ее значений от нормы, которая должна составлять 75-140 мкм [7;9] при проведении окрасочных работ в условиях завода-изготовителя не допускается . Отклонение толщины ЛКП автомобиля от указанного диапазона может свидетельствовать о наличие явного производственного дефекта или о проведении ремонтно-восстановительных работ на кузове автомобиля.
Для визуального выявления дефекта в виде разнотона (согласно требованиям ГОСТ 9.407-2015) покрытие осматривалось при искусственном освещении с расстояния 0,3-0,5 м (300 – 500 мм) без применения увеличительной оптики, под углом ~ 45°.
Визуально разнотон на лакокрасочном покрытии правого заднего крыла автомобиля определяется слабо.
Дальнейшее определение разнооттенночности на лакокрасочном покрытии правого заднего крыла автомобиля, согласно требованиям ГОСТ 9.407-2015 производилось при помощи спектрофотометра BYK-mac COLOR, при этом за цветовой стандарт принимался тон (цвет) ЛКП правой задней двери, ремонт которой не производился. Перед проведением замеров производилась внутренняя калибровка прибора на стандартных цветовых образцах – фото 7,8.
Специалист считает необходимым пояснить следующее относительно полученных при проведении экспертных замеров данных.
Согласно принятой системе измерения цвета в координатах L*a*b* (см. рис. 1) цвет окрашенной поверхности может быть разложен на три составляющих координаты по осям L*, a*, b* (см. рис. 1). При этом измерение спектрофотометром производится с указанием каждой из указанных величин и вычислением значения величины разницы цвета ∆E*. При этом величина ∆E* определяется следующим образом:
При проведении исследования, дополнительно, для определения допустимых значений разнотона на не подвергавшихся ремонтно-восстановительным работам деталях кузова автомобиля, между которыми при визуальном осмотре не был выявлен разнотон, проводился замер цвета некоторых кузовных деталей – правой передней двери.
Результаты проведенных замеров цвета ЛКП автомобиля различных кузовных деталей исследуемого автомобиля приведены в нижеследующей таблице № 1 (таблица № 1 сформирована в программной среде BYK smart-chart V.1.3.4).
* В таблице 1 условно обозначены следующие кузовные элементы автомобиля:
- absolute values – правая задняя дверь (стандарт – покрытия, не подвергавшееся ремонтно-восстановительным работам);
- sample 001 – измерение на поверхности правой передней двери;
- sample 002 - измерение на поверхности правого заднего крыла (его верхней части);
- sample 003 - измерение на поверхности правого заднего крыла (его центральной части).
Сравнивая результаты замера цвета деталей, не подвергавшихся ремонту (правые передняя и задняя двери), приведенных в табл. 1, и результаты замера цвета ремонтной детали – правого заднего крыла специалист отмечает следующее.
Наибольшее значение величины разницы цвета ∆E* на ремонтной детали в диапазоне от 25°-110° достигается при угле обзора 25° и составляет значение до 1,16 единиц . Одновременно с этим наибольшее значение величины разницы цвета ∆E* на не подвергавшихся ремонту деталях достигается при угле обзора 120° и составляет максимальное значение 1,20 и визуально также не определяется.
При исследовании параметра L* - яркость ремонтных деталей и не подвергавшихся ремонту деталей было установлено, что значение параметра L* на ремонтных деталях в диапазоне от 25°-110° незначительно меняется с положительных на отрицательные значения (при всех углах обзора) и визуально не определяется. Это свидетельствует о том, что при данном угле обзора ремонтные детали будут иметь более темный (желтоватый) тон по отношению к деталям, на которых ремонт не проводился.
При сравнении параметров «Absolute values» и sample 001, не подвергавшиеся, приведенных в таблице 1, следует, что их параметры также имеют различия до 1,20 единиц, в том время как для визуального определения разнотона, необходима величина не менее 4-5 единиц (как следует из экспертной практики).
По результатам проведенных замеров и анализа табличных данных специалист констатирует, что полученные значения величины ∆E* на правом заднем крыле незначительно или совсем не превышают 1 и составляют значение до 1,16 единиц только при угле обзора 25°. При других углах обзора в диапазоне от 25°-110° значительных превышений значений величины ∆E* не установлено.
Согласно требованиям п. 8.2 ГОСТ 9.407-2015 - Таблица 5 «Оценка изменения цвета покрытий», полученные измеренные значения ∆E* при угле обзора 25° находятся в диапазоне 1<∆E*<2 – очень слабые, т.е. едва различимое изменение цвета, и оцениваются в 1 балл.
При других углах обзора в диапазоне от 25°-110° значительных превышений значений величины ∆E* не установлено: 0<∆E*<1 – изменения отсутствуют.
Суммируя результаты проведенного исследования специалист констатирует следующее. На лакокрасочным покрытии правого заднего крыла автомобиля имеется различие в цвете (оттенке) по сравнению с сопряженными элементами кузова, а именно лакокрасочное покрытие крыла имеет чуть более темный оттенок (желтоватый).
Основной причиной выявленного дефекта является, чаще всего, неверно подобранный код краски или ошибка при смешении по верному коду. Однако, на цветовой оттенок влияет и техника нанесения (слишком мокрое нанесение затемняет оттенок, слишком сухое – осветляет), размер сопла пистолета, давление распыления, вязкость материала.
Наличие различия в цвете (оттенке) на указанном элементе кузова является явным дефектом, обусловленным проведением ремонтно-восстановительных работ.
Выявленный на ЛКП правого заднего крыла в виде незначительного различия в цвете (оттенке) является устранимым.
Для его устранения необходимо удалить верхние слои прозрачного лака и эмали и нанести указанные слои заново (поверхностная окраска), соблюдая технологию нанесения.
На лакокрасочном покрытии правого заднего крыла автомобиля «Nissan Terrano», идентификационный номер (VIN): ………… имеется различие в цвете (оттенке) по сравнению с сопряженными элементами кузова, а именно лакокрасочное покрытие крыла имеет чуть более темный оттенок (желтоватый).
При исследовании параметра L* - яркость ремонтных деталей и не подвергавшихся ремонту деталей было установлено, что значение параметра L* на ремонтных деталях в диапазоне от 25°-110° незначительно меняется с положительных на отрицательные значения (при всех углах обзора). Это свидетельствует о том, что при данном угле обзора ремонтные детали будут иметь более темный (желтоватый) тон по отношению к деталям, на которых ремонт не проводился.
Наличие различия в цвете (оттенке) на указанном элементе кузова является явным дефектом, обусловленным проведением ремонтно-восстановительных работ.
По результатам проведенных замеров и их анализа значительного разнотона в диапазоне от 25°-110° не установлено (см. Исследовательскую часть).
Полученные измеренные значения ∆E* - разница в цвете при угле обзора 25° находятся в диапазоне 1<∆E*<2 – очень слабые, т.е. едва различимое изменение цвета (согласно требованиям п. 8.2 ГОСТ 9.407-2015).
Эксперт ... .