Экспертиза состава лакокрасочного покрытия кузова автомобиля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

№ ...

...

... в ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» на основании договора с ... было проведено исследование лакокрасочного покрытия (ЛКП) кузовных деталей автомобилей марки «КИА» и «БМВ».

На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Имеются ли на задней части автомобиля марки «БМВ» наслоения ЛКП, образовавшиеся от передней части автомобиля марки «КИА»?

При исследовании использовалась следующая литература.

1. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей «Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов и покрытий» Вып. 1-3, ВНИИСЭ, М.: 1988/89 гг.
2. Методические рекомендации «Криминалистическая экспертиза современных автомобильных лакокрасочных покрытий». ЭКЦ МВД РФ, М.: 1998 г.
3. Дж. Хаслам, Г.А. Виллис «Идентификация и анализ полимеров», М., Химия, 1971.
4. И. Дехант и др. «Инфракрасная спектроскопия полимеров», М., Химия, 1976.
5. Криминалистический определитель цвета (КОЦ), М., Прокуратура СССР, 1997 г.

ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Внешний осмотр и микроскопическое исследование

Внешний осмотр объектов исследования - образцов ЛКП автомобилей «БМВ» и «КИА» проводился при естественном дневном и дополнительном искусственном освещении, визуально и в поле зрения бинокулярной лупы с 7-х кратным увеличением, с применением измерительной линейки с ценой деления 1 мм и цифрового фотоаппарата «Canon IXUS 155».

Микроскопическое исследование указанных образцов ЛКП проводилось в поле зрения стереомикроскопа Leica M205С в отраженном свете при искусственном освещении и увеличении 10÷160х. Цветовой тон слоев покрытия указан таким, каким он воспринимается в поле зрения микроскопа.

Микрофотосъемка проводилась с помощью микроскопа Leica M205С, оснащенного цифровой цветной FireWire камерой Leica DFC495, в комплекте, физическое разрешение 2592х1944 Leica DFC495 Digital Cam & SW Kit.

1. Образец (соскобы с автомобиля «КИА») №1. Внешний вид двухслойного лакокрасочного покрытия с фронтальной части переднего бампера автомобиля КИА, соскобы которого представлены на исследование, показаны на фото 1.

Совокупность частиц двухслойного лакокрасочного покрытия с верхним слоем эмали желтого (по КОЦ [5] близок к 4.7 - 6/4 - желтый) цвета и нижним слоем грунта серого цвета (фото 1). Нижний слой - грунт серого цвета – матовый, среднедисперсный, твердый, среднеэластичный; верхний слой – эмаль жёлтого цвета - матовый, мелкодисперсный, твердый, среднеэластичный. Степень межслойной адгезии (сцепления) – сильная. Все частицы - в виде пластинок.

Фото 1. Внешний вид двухслойного лакокрасочного покрытия с фронтальной части переднего бампера автомобиля «КИА», соскобы которого представлены на исследование.

Фото 1. Внешний вид двухслойного лакокрасочного покрытия с фронтальной части переднего бампера автомобиля «КИА», соскобы которого представлены на исследование.

1.1. На верхней поверхности эмали желтого цвета имеются повреждения материала в виде царапин и стёртостей, в области указанных повреждений – загрязнения посторонними частицами серого цвета, похожими на песок и асфальт (фото 2).

Других (посторонних) наслоений, в том числе, лакокрасочных или полимерных покрытий (материалов) на поверхности частиц ЛКП фронтальной части переднего бампера автомобиля не имеется.

Фото 2. Внешний вид верхней поверхности эмали желтого цвета с царапинами и стёртостями (посторонние наслоения отсутствуют) (увеличение 10х).

Фото 2. Внешний вид верхней поверхности эмали желтого цвета с царапинами и стёртостями (посторонние наслоения отсутствуют) (увеличение 10х).

2. Образец (соскобы с автомобиля «БМВ») №2. Шесть частиц четырехслойного ЛКП с верхним слоем эмали черного цвета (фото 3). Нижний слой – грунт серого цвета; второй слой – грунт темно-серого (почти черного) цвета; третий слой – эмаль черного цвета с «перламутр» эффектом; верхний слой – бесцветный лак. Частицы – в виде пластинок.

2.1. На верхней поверхности лакового слоя ЛКП покрытии правой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ», частицы которого представлены на исследование, имеются наслоение вещества желтого цвета (по КОЦ [5] близок к 4.7 - 6/4 - желтый) в виде однонаправленных трасс (динамический след).

Вещество наслоений – в виде спрессованной порошкообразной массы, имеет мелкодисперсную структуру, среднетвердое, степень адгезии с поверхностью с полимерной подложкой - средняя, при действии органических растворителей (ацетон, хлоформ) – набухает, т.е. содержит в своем составе органическое связующее. Выявленные свойства характерны для притертости, образованной лакокрасочным материалом - эмалью.

Фото 3. Наслоения вещества желтого цвета на верхней поверхности лакового слоя ЛКП 
правой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ» (увеличение 20х).

Фото 3. Наслоения вещества желтого цвета на верхней поверхности лакового слоя ЛКП правой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ» (увеличение 20х).

Других посторонних наслоений лакокрасочных или полимерных материалов (покрытий) на лакокрасочном покрытии правой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ», частицы которого представлены на исследование, не имеется.

3. Образец (соскобы с автомобиля «БМВ») №3. Четыре частицы четырехслойного ЛКП с верхним слоем эмали черного цвета (фото 4). Нижний слой – грунт серого цвета; второй слой – грунт темно-серого (почти черного) цвета; третий слой – эмаль черного цвета с «перламутр» эффектом; верхний слой – бесцветный лак. Частицы – в виде пластинок.

Фото 4. Наслоения вещества желтого цвета на верхней поверхности лакового слоя ЛКП левой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ» (увеличение 20х).

Фото 4. Наслоения вещества желтого цвета на верхней поверхности лакового слоя ЛКП левой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ» (увеличение 20х).

3.1. На верхней поверхности лакового слоя ЛКП левой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ», частицы которого представлены на исследование, имеются наслоение вещества желтого цвета (по КОЦ [5] близок к 4.7 - 6/4 - желтый) (фото 4).

Вещество наслоений – в виде спрессованной порошкообразной массы, имеет мелкодисперсную структуру, среднетвердое, степень адгезии с поверхностью с полимерной подложкой - средняя, при действии органических растворителей (ацетон, хлоформ) – набухает, т.е. содержит в своем составе органическое связующее. Выявленные свойства характерны для притертости, образованной лакокрасочным материалом - эмалью.

Других посторонних наслоений лакокрасочных или полимерных материалов (покрытий) на лакокрасочном покрытии левой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ», частицы которого представлены на исследование, не имеется.

4. Образец (деталь с автомобиля «БМВ» - крепление заднего бампера) №4. Металлический фрагмент с частично отсутствующим трехслойным лакокрасочным покрытием на нем (фото 5). Нижний слой – грунт серого цвета; третий слой – эмаль черного цвета с «перламутр» эффектом; верхний слой – бесцветный лак.

Фото 5. Внешний вид металлического фрагмента с частично отсутствующим трехслойным лакокрасочным покрытием на нем.

Фото 5. Внешний вид металлического фрагмента с частично отсутствующим трехслойным лакокрасочным покрытием на нем.

4.1. На поверхности металлического фрагмента крепления заднего бампера автомобиля «БМВ» имеются наслоение вещества желтого цвета (по КОЦ [5] близок к 4.7 - 6/4 - желтый) в виде однонаправленных трасс (динамический след) (фото 6).

Вещество наслоений – в виде спрессованной порошкообразной массы, имеет мелкодисперсную структуру, среднетвердое, степень адгезии с поверхностью с полимерной подложкой - средняя, при действии органических растворителей (ацетон, хлоформ) – набухает, т.е. содержит в своем составе органическое связующее. Выявленные свойства характерны для притертости, образованной лакокрасочным материалом – эмалью.

Других посторонних наслоений лакокрасочных или полимерных материалов (покрытий) на поверхности металлического фрагмента крепления заднего бампера автомобиля БМВ не имеется.

Фото 6. Наслоения вещества желтого цвета на поверхности металлического фрагмента крепления заднего бампера автомобиля «БМВ»  (увеличение 8х).

Фото 6. Наслоения вещества желтого цвета на поверхности металлического фрагмента крепления заднего бампера автомобиля «БМВ» (увеличение 8х).

В результате сравнительного микроскопического исследования установлено следующее:

- Вещество наслоений желтого цвета на верхней поверхности лакового слоя ЛКП правой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ», верхней поверхности лакового слоя ЛКП левой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ» и поверхности крепления заднего бампера автомобиля «БМВ», материал верхнего слоя ЛКП фронтальной части переднего бампера автомобиля «КИА» одинаковы по цвету, их назначению и морфологическим свойствам.

Далее проводилось исследование состава материалов следующих объектов:
- материал верхнего слоя ЛКП фронтальной части переднего бампера автомобиля «КИА» – обозначено как объект № 1;
- вещество наслоений желтого цвета на верхней поверхности лакового слоя ЛКП покрытии правой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ» - обозначено объект № 2;
- вещество наслоений желтого цвета на поверхности крепления заднего бампера автомобиля «БМВ» - обозначено как объект № 3.

2. Исследование методом ИК-Фурье-спектроскопии

Исследование методом ИК-Фурье-спектроскопии проводилось с целью установления состава основы частиц ЛКП объектов №№1-3 и сравнения их по этому признаку.

Пробы исследуемых объектов для регистрации ИК-спектров готовили в виде пленок. Плёнку формировали при подходящей температуре, помещая частицу лакокрасочного материала между двумя листами алюминиевой фольги.

Регистрацию ИК-спектров проводили на ИК-Фурье спектрофотометре «Infralum FT-801, соединенном с ИК - микроскопом, помещая пробы в фокус ИК - микроскопа. Спектральный диапазон регистрации 4000-600 см-1, режим пропускания, разрешение 4 см-1, число сканирований 100.

Полученные ИК-спектры приведены на рис. 1-3.

Анализ ИК-спектров исследуемых объектов показал следующее.

ИК-спектры объектов 1, 2 и 3 совпадают по числу, положению, форме и относительной интенсивности основных полос поглощения и содержат совокупность полос, характерную для сополимера стирола и метакрилата:
1728-1721 см-1 – валентные колебания С=О в сложноэфирной группе;
1701 см -1 – валентные колебания С=О в карбоксильной группе;
1254, 1175 см-1 – валентные колебания С-О-С в сложноэфирной группе;
1461-1453, 1380-1360 см-1 –деформационные колебания связи С-Н в группах СН2 и СН3.
3055, 3025 см-1 – валентные колебания С-Н ароматического кольца;
1600-1597, 1577, 1490-1504 см-1 – скелетные колебания ароматического кольца;
760, 700 см-1 – деформационные колебания С-Н монозамещенного ароматического кольца.
845 см-1 – полоса средней интенсивности.
740-750 см-1 – полоса средней интенсивности. Отсутствует в акрилатах, характерна для метакрилата.
Кроме того, в ИК – спектрах сравниваемых объектов содержатся широкая интенсивная полоса в области 1450 см-1 и полосы средней и малой интенсивности в области 875, 2520-2510, 1795-1777 см-1, обусловленные поглощением карбоната кальция.

Рис. 1. ИК спектр объекта №1.

Рис. 1. ИК спектр объекта №1.

Рис. 2. ИК спектр объекта №2.

Рис. 2. ИК спектр объекта №2.

Рис. 3. ИК спектр объекта №3.

Рис. 3. ИК спектр объекта №3.

ВЫВОДЫ

1. На верхней поверхности лакового слоя ЛКП правой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ», верхней поверхности лакового слоя ЛКП левой части металлического усилителя заднего бампера автомобиля «БМВ» и поверхности крепления заднего бампера автомобиля «БМВ» имеются посторонние наслоения в виде динамических следов (притертостей), образованные стиролоакриловой эмалью желтого цвета.

Обнаруженные наслоения эмали желтого цвета одинаковы с материалом верхнего слоя ЛКП фронтальной части переднего бампера автомобиля «КИА» по цвету, морфологическим свойствам (степень мягкости, эластичности, дисперсности), химическим свойствам (поведение в органических растворителях) и составу лакокрасочного материала, которым они образованы, т.е. имеют общеродовую принадлежность.

Специалист ... .




Вернуться к списку автоэкспертиз


Виды проводимых автоэкспертиз

Оставить заявку

Онлайн заявка

Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос автоэкспертизе и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос