105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
№ ...
... ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор на проведение исследования причины течи насоса системы охлаждения двигателя автомобиля АУДИ А6, идентификационный номер ... .
На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. В чём причина течи насоса системы охлаждения двигателя?
Исследование поручено специалисту ... , имеющему высшее техническое образование (Московский автомеханический институт), квалификацию судебного эксперта по специальностям «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости», «Исследование технического состояния транспортных средств», «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»; «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» (транспортно-трасологическая диагностика), полученных в Российском Федеральном Центре Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ и в Московском автодорожном институте (МАДИ), квалификацию эксперта-автотехника I категории (ГТУ МАДИ), являющийся экспертом-техником и зарегистрированный в государственном реестре Минюста (номер 4551), стаж экспертной работы с 2002 года.
1. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
2. Методическое руководство «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации - РФЦСЭ, Москва 2006 г. (взяты только термины).
3. «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», РФЦСЭ, Москва, 2013.
4. Автомобильный справочник – «BOSCH» - 2-е издание – изд. «За рулем» - 2004 год.
5. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля AUDI A6 – изд. «Монолит» 2019 год.
6. Руководство по эксплуатации автомобиля AUDI A6.
7. Автомобильные двигатели. Теория и техническое обслуживание – Джеймс Д. Холдерман, Чейз Д. Митчелл-мл. – четвёртое издание, издательский дом «Вильямс» 2006 год.
8. Автомобильные масла (топливо, масло, антифризы, смазки, тормозные жидкости, электролит) – ООО Книжное издательство «За рулём», 2005 г.
9. Программный продукт: grp.cpn.vwg/elsapro/elsaweb.
На экспертизу представлен насос системы охлаждения двигателя фото 1,2. На корпусе насоса имеется фирменный знак «Audi», производство «Germany» («GPM»), дата изготовления 21.03.16 г. (год соответствует году выпуска автомобиля) и каталожный номер 06Е 121 016 – фото 3-5. Вал насоса вращается без подклинивания, люфт отсутствует.
На передней части насоса имеются наложения и подтёки (в нижней части) вещества коричневого цвета (коррозийные подтёки) – фото 6-8.
На тыльной части насоса (со стороны двигателя) фрагментов, наложений и подтёков вещества коричневого цвета, в том числе и на крыльчатке, не зафиксировано. Резиновая прокладка насоса повреждений и разрушений не имеет – фото 10,11.
В процессе осмотра был проведён разрушающий метод исследования относительно насоса системы охлаждения двигателя (разрезан фрагмент корпуса и разобран насос) – фото 12,13.
Задний уплотнитель насоса системы охлаждения двигателя отсоединён от корпуса и расположен не симметрично относительно корпуса насоса. Между уплотнителем и корпусом насоса зафиксировано вещество синего цвета (предположительно клей, герметик и т.д.). Между валом и отверстием корпуса уплотнителя зафиксировано коричневое вещество (предположительно коррозия). На самом уплотнителе со стороны крыльчатки насоса данное вещество (коррозия) отсутствует – фото 14-19. Уплотнитель свободно вращается и перемещается вокруг вала насоса.
За задним уплотнителем зафиксировано значительное количество вещества коричневого цвета (коррозийные отложения) – фото 20-24.
Резиновая часть заднего уплотнителя (внешняя сторона) не ровная, а имеет симметричные выпуклости, кольцевые риски и т.д. (возможно это особенность конструкции). Повреждение резинового материала уплотнителя (например, выкрашивание и т.д.) не зафиксировано. Задняя часть уплотнителя имеет значительные наложения вещества коричневого цвета (коррозийные отложения). Отверстие уплотнителя имеет не круглую форму. Внутри отверстия установлено металлическое кольцо. При установки уплотнителя (отмытого) на вал насоса зафиксирован зазор между ними – фото 25-29.
На вале насоса в месте установки заднего уплотнителя зафиксированы блестящие кольцевые риски и потёртости – фото 30-32.
На переднем уплотнителе вала насоса и в месте его установки зафиксировано значительное количество коричневых отложений (коррозия) – фото 33-35.
Передний подшипник вала насоса без разрушений. Внутри его корпуса зафиксировано значительное количество коричневых отложений (коррозии) – фото 36-38.
Причиной течи насоса системы охлаждающей жидкости двигателя является дефект, связанный с нештатной работой заднего уплотнителя вала насоса. Уплотнитель перестал эффективно работать и охлаждающая жидкость стала протекать через него и попадать в области переднего подшипника вала, что привело к течи охлаждающий жидкости наружу через переднюю часть насоса, а также образованию коррозии в области установки данного подшипника. Отсутствие коррозийных отложений до места установки данного уплотнителя (со стороны крыльчатки вала) говорит о том, что коррозия стала появляться за ним, а именно, в зоне установки переднего подшипника.
Дефект заднего уплотнителя вала насоса связан с тем, что он не закреплён, свободно вращается и имеет зазор с валом, что позволяет охлаждающей жидкости двигателя попадать через него в область переднего подшипника насоса и вытекать наружу. Кольцевые риски в месте установки уплотнителя и потёртости на валу насоса могли образоваться по причине незакреплённого заднего уплотнителя и коррозии под ним.
Основные причины неисправности насоса и течи охлаждающей жидкости двигателя через задний уплотнитель являются:
- некачественная установка уплотнителя на своё штатное место (производственный дефект);
- заводской брак, например, некачественный резиновый материал уплотнителя (производственный дефект);
- использование недопустимого или некачественного антифриза, что привело к изменению свойств и формы материала уплотнителя (для установления данного факта необходимо провести химическое исследование резиновой части уплотнителя).
Справочно сообщаю следующее:
«Охлаждающая жидкость двигателя не должна вызывать коррозию металлов и не должна разрушать резиновые детали системы охлаждения».
«Этиленгликолевые смеси («антифризы») агрессивны по отношению к металлам и резине, что вызывает необходимость применения соединительных шлангов из специальной резины. Для уменьшения агрессивности в состав антифриза вводят присадки».
«В систему охлаждения двигателя следует заливать только жидкости, указанные заводом-изготовителем автомобиля в инструкции по его эксплуатации».
«Не следует смешивать между собой антифризы разных марок, даже имеющих одну основу, так как в них могут содержаться не совместимые друг с другом присадки»
Неисправность насоса системы охлаждения двигателя носит производственных характер, при условии, если ранее на исследуемом автомобиле (за весь срок его эксплуатации) не проводились работы по замене или доливки (при его утечки) антифриза не рекомендованного заводом-изготовителем автомобиля.
1. Причиной течи насоса системы охлаждения двигателя является дефект, связанный с нештатной работой заднего уплотнителя вала насоса.
Эксперт ... .