105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
№ ... /17
... 2017 г. ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор №…../19 на проведение исследования на проведение исследования причины выхода из строя топливного насоса высокого давления (ТНВД) автомобиля ... .
На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Какова причина выхода из строя ТНВД?
Исследование поручено специалисту ... (автотехническое исследование), имеющему высшее техническое образование (Московский автомеханический институт) по специальности инженер-механик двигателей внутреннего сгорания, квалификацию судебного эксперта по специальностям «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости», «Исследование технического состояния транспортных средств», «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»; «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» (транспортно-трасологическая диагностика), полученных в Российском Федеральном Центре Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ и в Московском автодорожном институте (МАДИ), квалификацию эксперта-автотехника I категории (ГТУ МАДИ), являющийся экспертом-техником и зарегистрированный в государственном реестре Минюста (номер 4551), стаж экспертной работы с 2002 года и специалисту
1. ТНВД Автомобиль ... ..
19.09.2017 года экспертом ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» ... был произведён осмотр ТНВД марки «BOSCH», CR/CP4S1/R35/20-S, производства «Czech Republic» для автомобилей марки «Volkswagen» и «AUDI» – фото 1,2.
Схема данного насоса показана на илл. №1. Краткий принцип работы данного насоса следующий:
Топливный насос высокого давления представляет собой одноплунжерный насос. Привод насоса осуществляется через зубчатый ремень от коленвала двигателя. ТНВД предназначен для создания в топливной магистрали давления до 1800 бар, необходимого для работы системы впрыска. Кулачки приводного вала, развёрнутые на приводном вале на 180°, приводят плунжер насоса в возвратно-поступательное движение через ролик и толкатель. Для снижения трения при передаче усилия от приводных кулачков к плунжеру насоса, между ними установлен ролик. Через дозирующий клапан топливо попадаёт в область высокого давления. Возвратно-поступательное движение плунжера с работой соответствующих клапанов создаёт необходимой давление.
При осмотре деталей ТНВД зафиксированы следующие повреждения и дефекты:
а) В корпусе насоса (в колодце) в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера имеются выкрашивания металла с очагами коррозии, а также потёртости, мелкие царапины и риски, расположенные в основном в нижней части (со стороны ролика) и не по всей площади (в отдельных местах повреждения отсутствуют); в нижней торцевой части зафиксированы две глубокие царапины длиной около 5 мм – фото 3-9; поверхность контактирования подшипника в корпусе насоса имеет износ с задирами и потёртости металла – фото 10.
б) На фильтре (сетке) дозирующего клапана зафиксированы фрагменты металлической стружки – фото – 11,12.
в) На толкателе (стакане, поршне) плунжера в месте установки ролика зафиксирован с одной стороны износ металла, с другой стороны не повреждённое и не изношенное чёрное антиизносное (антифрикционное) покрытие - фото 13-16.
г) На боковой поверхности толкателя (стакана, поршня) плунжера имеются диагонально расположенные (с одной стороны в нижней и с противоположной стороны в верхней части) потёртости, мелкие царапины и риски, которые локализованы, как в нижней, так и в верхней части. Внутри толкателя имеются очаги коррозии – фото 17-22.
д) Ролик выпадет из своего посадочного места в толкателе (стакане, поршне) плунжера. На ролике имеются очаги коррозии. Ролик имеет значительный износ в виде стачивания металла с образованием граней (наибольший диаметр 9,2 мм, а наименьший 8,4 мм), как вдоль всей его длины, так и по краям – фото 23-31.
е) На кулачковом вале наибольший износ кулачка с выкрашиванием металла зафиксирован по краям – фото 32-36.
ж) В плунжерной паре износ и следы перегрева не зафиксированы. Плунжер и его посадочное место покрыты антиизносным (антифрикционным) покрытием чёрного цвета – фото 37-41. На пружине плунжера отсутствуют следы коррозии.
Со слов владельца, автомобиль перестал заводиться ... .
На основании проведённого осмотра деталей разобранного ранее ТНВД, можно сделать следующие промежуточные выводы:
1. Автомобиль перестал заводиться. До наступления данной даты, неисправность никак не проявлялась, что указывает на то, что ТНВД давал необходимое давление топлива для нормальной эксплуатации автомобиля, а износ его деталей не оказывал существенного влияния на данный показатель. Но при определённом износе ролика, хода толкателя (стакана, поршня) и плунжера стало недостаточно для создания допустимого давления и двигатель перестал заводиться. Это указывает на то, что основной причиной выхода из строя ТНВД стал значительный износ его ролика. Износ ролика возник и увеличивался на протяжении определённого периода эксплуатации.
2. Выпадение ролика ТНВД из своего посадочного места в толкателе (стакане, поршне) плунжера говорит о значительном его износе. Стачивание металла ролика с образованием граней, как вдоль всей его длины, так и по краям, односторонний износ толкателя (стакана, поршня) в месте установки ролика (с износом металла с одной стороны и отсутствием износа с сохранившимся антиизносным (антифрикционным) покрытием с другой стороны), износ кулачка вала с выкрашиванием металла по краям, могли возникнуть по следующим наиболее вероятным причинам:
а) Ролик не равномерно вращался в своём посадочном месте длительное время и стачивался от контакта с кулачком вала. Данная причина возможна, как следствие производственного (конструктивного) дефекта, например, из-за ненадлежащих размеров ролика, его посадочного места в толкателе (стакане, поршне) плунжера или в размере профиля кулачка вала, ненадлежащий металл ролика или его обработки.
б) Неравномерный износ на толкателе (стакане, поршне) плунжера и в его посадочном месте в корпусе (в колодце) насоса указывает на то, что работа толкателя могла быть с перекосом, с отсутствием допустимой подвижности и подклиниванием. Данный перекос возможен из-за отсутствия направляющих в конструкции толкатель-колодец (как показывает история выхода из строя ТНВД данного типа, отсутствие данных направляющих на многих аналогичных ТНВД проводил к провороту толкателя на 180 градусов относительно кулачка вала). Такое подклинивание могло привести к увеличению нагрузки при контактировании ролика и кулачка вала и преждевременному износу ролика, а также преждевременному износу толкателя (стакана, поршня) плунжера и его посадочного места в корпусе (в колодце) насоса. Две глубокие царапины в корпусе (в колодце) насоса могли возникнуть при контактировании с довольно крупными фрагментами металла, возникновение которых возможно от изношенного ролика.
Данная причина возможна, как следствие производственного (конструктивного) дефекта, например: - отсутствие в исследуемом насосе на толкателе (стакане, поршне) плунжера антиизносного (антифрикционного) покрытия чёрного цвета. При наличии данного покрытия на плунжерной паре, на посадочном месте ролика в толкателе, на самом толкателе (стакане, поршне) данное покрытие отсутствует, хотя на аналогичных ТНВД данное покрытие ранее присутствовало, например, на аналогичном по конструкции ТНВД марки «BOSCH» CR/CP4S1/R40/20, производства «Germany» для автомобилей марки «KIA» и «Hyundai» на толкателе (стакане, поршне) плунжера данное покрытие имеется - фото 42,43. Данное покрытие предотвращает поверхность от повреждений в условиях сухого (или полусухого) граничного трения. Так как толкатель изготовлен из стального сплава, а корпус (колодец) из алюминиевого сплава, то возможно данное покрытие необходимо.
в) Износ металла кулачка вала, толкателя (стакана, поршня), корпуса (колодца) насоса из-за ненадлежащей обработки металла и попадание фрагментов износа в область расположения ролика, что привело к его преждевременному значительному износу.
Установить вышеуказанные (п. а,б,в) производственные (конструктивные) дефекты возможно только при наличии конструктивно-технологической документации в условиях завода-изготовителя насоса или данных по отзывным компаниям завода-изготовителя в связи с заводским браком. Исходя из того, что в рамках настоящей автотехнической экспертизы, провести такие исследования не возможно, а данные по отзывным компаниям завода-изготовителя отсутствуют, то дать категорические выводы не представляется возможным.
Также специалист не исключает, что износ деталей ТНВД возможен вследствие попадания в топливо воды, грязи или песка из-за эксплуатации автомобиля на некачественном топливе. Данные причины допустимы, но маловероятны, так как характер износа деталей был бы немного иной, а именно, износ был бы равномерный, по всей площади каждой контактируемой детали ТНВД, со следами абразивного изнашивания или перегрева металла и кроме того, был бы износ плунжерной пары.
3. Отсутствие следов перегрева и износа на плунжерной паре указывает либо на то, что автомобиль не эксплуатировался на топливе с наличием воды, грязи или песка, либо на то, что наличие антиизносного (антифрикционного) покрытия чёрного цвета предотвратило износ плунжерной пары.
4. Коррозия на деталях насоса могла быть по причине наличия в топливе воды в процессе эксплуатации автомобиля или по причине их длительного хранения при наличии повреждённых участков металла. Зафиксированные выкрашивания металла на деталях насоса, могли произойти по причине контактирования деталей с фрагментами износа.
1. Наиболее вероятной причиной повреждений деталей топливного насоса высокого давления (ТНВД) является производственный (конструктивный) дефект в его изготовлении.
В рамках проведённой экспертизы, дать категорические выводы по данному вопросу не представляется возможным по причинам, указанным в исследовании.
Специалист ... .