Экспертиза топливного насоса высокого давления (ТНВД)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

№ ... /17

«...» ... 2017 г.

... 2017 г. ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор №…../19 на проведение исследования на проведение исследования причины выхода из строя топливного насоса высокого давления (ТНВД) автомобиля ... .

На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Какова причина выхода из строя ТНВД?

Исследование поручено специалисту ... (автотехническое исследование), имеющему высшее техническое образование (Московский автомеханический институт) по специальности инженер-механик двигателей внутреннего сгорания, квалификацию судебного эксперта по специальностям «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости», «Исследование технического состояния транспортных средств», «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»; «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» (транспортно-трасологическая диагностика), полученных в Российском Федеральном Центре Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ и в Московском автодорожном институте (МАДИ), квалификацию эксперта-автотехника I категории (ГТУ МАДИ), являющийся экспертом-техником и зарегистрированный в государственном реестре Минюста (номер 4551), стаж экспертной работы с 2002 года и специалисту

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

1. ТНВД Автомобиль ... ..

ИССЛЕДОВАНИЕ

19.09.2017 года экспертом ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» ... был произведён осмотр ТНВД марки «BOSCH», CR/CP4S1/R35/20-S, производства «Czech Republic» для автомобилей марки «Volkswagen» и «AUDI» – фото 1,2.

Фото 1,2. ТНВД и его маркировка

Фото 1,2. ТНВД и его маркировка.

Схема данного насоса показана на илл. №1. Краткий принцип работы данного насоса следующий:

Топливный насос высокого давления представляет собой одноплунжерный насос. Привод насоса осуществляется через зубчатый ремень от коленвала двигателя. ТНВД предназначен для создания в топливной магистрали давления до 1800 бар, необходимого для работы системы впрыска. Кулачки приводного вала, развёрнутые на приводном вале на 180°, приводят плунжер насоса в возвратно-поступательное движение через ролик и толкатель. Для снижения трения при передаче усилия от приводных кулачков к плунжеру насоса, между ними установлен ролик. Через дозирующий клапан топливо попадаёт в область высокого давления. Возвратно-поступательное движение плунжера с работой соответствующих клапанов создаёт необходимой давление.

Илл. 1. Схема ТНВД

Илл. 1. Схема ТНВД.

При осмотре деталей ТНВД зафиксированы следующие повреждения и дефекты:

а) В корпусе насоса (в колодце) в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера имеются выкрашивания металла с очагами коррозии, а также потёртости, мелкие царапины и риски, расположенные в основном в нижней части (со стороны ролика) и не по всей площади (в отдельных местах повреждения отсутствуют); в нижней торцевой части зафиксированы две глубокие царапины длиной около 5 мм – фото 3-9; поверхность контактирования подшипника в корпусе насоса имеет износ с задирами и потёртости металла – фото 10.

Фото 3. Выкрашивание металла, потёртости, царапины и риски в корпусе (в колодце) насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера

Фото 3. Выкрашивание металла, потёртости, царапины и риски в корпусе (в колодце) насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера.

Фото 4. Выкрашивание металла с очагами коррозии, потёртости, царапины и риски в корпусе (в колодце) насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера

Фото 4. Выкрашивание металла с очагами коррозии, потёртости, царапины и риски в корпусе (в колодце) насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера.

Фото 5. Отсутствие повреждений в нижней части корпуса (в колодце) насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера

Фото 5. Отсутствие повреждений в нижней части корпуса (в колодце) насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера.

Фото 6. Выкрашивание металла, потёртости, царапины и риски в корпусе (в колодце)  насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера

Фото 6. Выкрашивание металла, потёртости, царапины и риски в корпусе (в колодце) насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера.

Фото 7. Отсутствие повреждений в средней и верхней части корпуса (в колодце)  насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера

Фото 7. Отсутствие повреждений в средней и верхней части корпуса (в колодце) насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера.

Фото 8. Выкрашивание металла в корпусе (в колодце) насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 8. Выкрашивание металла в корпусе (в колодце) насоса в месте установки толкателя (стакана, поршня) плунжера. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

Фото 9. В нижней торцевой части (в колодце)  имеются две глубокие царапины длиной около 5 мм. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 9. В нижней торцевой части (в колодце) имеются две глубокие царапины длиной около 5 мм. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

Фото 10. Поверхность контактирования в подшипнике корпуса насоса  имеет износ с задирами и потёртости металла

Фото 10. Поверхность контактирования в подшипнике корпуса насоса имеет износ с задирами и потёртости металла.

б) На фильтре (сетке) дозирующего клапана зафиксированы фрагменты металлической стружки – фото – 11,12.

Фото 11,12. Дозирующий клапан и  фрагменты металлической стружки

Фото 11, 12. Дозирующий клапан и фрагменты металлической стружки.

в) На толкателе (стакане, поршне) плунжера в месте установки ролика зафиксирован с одной стороны износ металла, с другой стороны не повреждённое и не изношенное чёрное антиизносное (антифрикционное) покрытие - фото 13-16.

Фото 13. Износ металла (красная стрелка) и  не повреждённое чёрное антиизносное (антифрикционное) покрытие (белая стрелка) на толкателе (стакане, поршне) плунжера в месте установки ролика

Фото 13. Износ металла (красная стрелка) и не повреждённое чёрное антиизносное (антифрикционное) покрытие (белая стрелка) на толкателе (стакане, поршне) плунжера в месте установки ролика.

Фото 14. Износ металла (красная стрелка) и  не повреждённое чёрное антиизносное (антифрикционное) покрытие (белая стрелка) на толкателе (стакане, поршне) плунжера в месте установки ролика

Фото 14. Износ металла (красная стрелка) и не повреждённое чёрное антиизносное (антифрикционное) покрытие (белая стрелка) на толкателе (стакане, поршне) плунжера в месте установки ролика.

Фото 15. Износ металла и  не повреждённое чёрное антиизносное (антифрикционное) покрытие в месте установки ролика. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 15. Износ металла и не повреждённое чёрное антиизносное (антифрикционное) покрытие в месте установки ролика. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

Фото 16. Износ металла и  не повреждённое чёрное антиизносное (антифрикционное) покрытие в месте установки ролика. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 16. Износ металла и не повреждённое чёрное антиизносное (антифрикционное) покрытие в месте установки ролика. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

г) На боковой поверхности толкателя (стакана, поршня) плунжера имеются диагонально расположенные (с одной стороны в нижней и с противоположной стороны в верхней части) потёртости, мелкие царапины и риски, которые локализованы, как в нижней, так и в верхней части. Внутри толкателя имеются очаги коррозии – фото 17-22.

Фото 17. Толкатель (стакан, поршень) плунжера. Потёртости, мелкие царапины и риски с одной стороны (белая стрелка) и отсутствие их с другой стороны (красная стрелка)

Фото 17. Толкатель (стакан, поршень) плунжера. Потёртости, мелкие царапины и риски с одной стороны (белая стрелка) и отсутствие их с другой стороны (красная стрелка).

Фото 18. Внутри толкателя имеются очаги коррозии

Фото 18. Внутри толкателя имеются очаги коррозии.

Фото 19,20. Потёртости, мелкие царапины и риски с одной стороны (белая стрелка) и отсутствие их с другой стороны (красная стрелка)

Фото 19, 20. Потёртости, мелкие царапины и риски с одной стороны (белая стрелка) и отсутствие их с другой стороны (красная стрелка).

Фото 21,22. Потёртости, мелкие царапины и риски с одной стороны (белая стрелка) и отсутствие их с другой стороны (красная стрелка). Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 21, 22. Потёртости, мелкие царапины и риски с одной стороны (белая стрелка) и отсутствие их с другой стороны (красная стрелка). Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

д) Ролик выпадет из своего посадочного места в толкателе (стакане, поршне) плунжера. На ролике имеются очаги коррозии. Ролик имеет значительный износ в виде стачивания металла с образованием граней (наибольший диаметр 9,2 мм, а наименьший 8,4 мм), как вдоль всей его длины, так и по краям – фото 23-31.

Фото 23. Ролик толкателя

Фото 23. Ролик толкателя.

Фото 24. Стачивания металла ролика с образованием граней. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 24. Стачивания металла ролика с образованием граней. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

Фото 25. Стачивания металла ролика с образованием граней. Вид с торцевой части

Фото 25. Стачивания металла ролика с образованием граней. Вид с торцевой части.

Фото 26,27. Измерение диаметра ролика

Фото 26, 27. Измерение диаметра ролика.

Фото 28,29. Стачивание металла ролика по краям

Фото 28, 29. Стачивание металла ролика по краям.

Фото 30. Стачивание металла ролика по краям. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 30. Стачивание металла ролика по краям. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

Фото 31. Стачивание металла ролика по краям. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 31. Стачивание металла ролика по краям. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

е) На кулачковом вале наибольший износ кулачка с выкрашиванием металла зафиксирован по краям – фото 32-36.

Фото 32. Кулачковый вал

Фото 32. Кулачковый вал.

Фото 33. Износ кулачка с выкрашиванием металла зафиксирован по краям

Фото 33. Износ кулачка с выкрашиванием металла зафиксирован по краям.

Фото 34. Износ кулачка с выкрашиванием металла зафиксирован по краям

Фото 34. Износ кулачка с выкрашиванием металла зафиксирован по краям.

Фото 35. Износ кулачка с выкрашиванием металла зафиксирован по краям. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 35. Износ кулачка с выкрашиванием металла зафиксирован по краям. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

Фото 36. Износ кулачка в центральной части. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 36. Износ кулачка в центральной части. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

ж) В плунжерной паре износ и следы перегрева не зафиксированы. Плунжер и его посадочное место покрыты антиизносным (антифрикционным) покрытием чёрного цвета – фото 37-41. На пружине плунжера отсутствуют следы коррозии.

Фото 37. Плунжерная пара

Фото 37. Плунжерная пара.

Фото 38. Износа и перегрева плунжера не зафиксировано

Фото 38. Износа и перегрева плунжера не зафиксировано.

Фото 39. Износа и перегрева  в посадочном месте плунжера не зафиксировано

Фото 39. Износа и перегрева в посадочном месте плунжера не зафиксировано.

Фото 40. Износа и перегрева плунжера не зафиксировано. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 40. Износа и перегрева плунжера не зафиксировано. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

Фото 41. Износа и перегрева плунжера не зафиксировано. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз

Фото 41. Износа и перегрева плунжера не зафиксировано. Вид через микроскоп – увеличение в 10 раз.

Со слов владельца, автомобиль перестал заводиться ... .

На основании проведённого осмотра деталей разобранного ранее ТНВД, можно сделать следующие промежуточные выводы:

1. Автомобиль перестал заводиться. До наступления данной даты, неисправность никак не проявлялась, что указывает на то, что ТНВД давал необходимое давление топлива для нормальной эксплуатации автомобиля, а износ его деталей не оказывал существенного влияния на данный показатель. Но при определённом износе ролика, хода толкателя (стакана, поршня) и плунжера стало недостаточно для создания допустимого давления и двигатель перестал заводиться. Это указывает на то, что основной причиной выхода из строя ТНВД стал значительный износ его ролика. Износ ролика возник и увеличивался на протяжении определённого периода эксплуатации.

2. Выпадение ролика ТНВД из своего посадочного места в толкателе (стакане, поршне) плунжера говорит о значительном его износе. Стачивание металла ролика с образованием граней, как вдоль всей его длины, так и по краям, односторонний износ толкателя (стакана, поршня) в месте установки ролика (с износом металла с одной стороны и отсутствием износа с сохранившимся антиизносным (антифрикционным) покрытием с другой стороны), износ кулачка вала с выкрашиванием металла по краям, могли возникнуть по следующим наиболее вероятным причинам:

а) Ролик не равномерно вращался в своём посадочном месте длительное время и стачивался от контакта с кулачком вала. Данная причина возможна, как следствие производственного (конструктивного) дефекта, например, из-за ненадлежащих размеров ролика, его посадочного места в толкателе (стакане, поршне) плунжера или в размере профиля кулачка вала, ненадлежащий металл ролика или его обработки.

б) Неравномерный износ на толкателе (стакане, поршне) плунжера и в его посадочном месте в корпусе (в колодце) насоса указывает на то, что работа толкателя могла быть с перекосом, с отсутствием допустимой подвижности и подклиниванием. Данный перекос возможен из-за отсутствия направляющих в конструкции толкатель-колодец (как показывает история выхода из строя ТНВД данного типа, отсутствие данных направляющих на многих аналогичных ТНВД проводил к провороту толкателя на 180 градусов относительно кулачка вала). Такое подклинивание могло привести к увеличению нагрузки при контактировании ролика и кулачка вала и преждевременному износу ролика, а также преждевременному износу толкателя (стакана, поршня) плунжера и его посадочного места в корпусе (в колодце) насоса. Две глубокие царапины в корпусе (в колодце) насоса могли возникнуть при контактировании с довольно крупными фрагментами металла, возникновение которых возможно от изношенного ролика.

Данная причина возможна, как следствие производственного (конструктивного) дефекта, например: - отсутствие в исследуемом насосе на толкателе (стакане, поршне) плунжера антиизносного (антифрикционного) покрытия чёрного цвета. При наличии данного покрытия на плунжерной паре, на посадочном месте ролика в толкателе, на самом толкателе (стакане, поршне) данное покрытие отсутствует, хотя на аналогичных ТНВД данное покрытие ранее присутствовало, например, на аналогичном по конструкции ТНВД марки «BOSCH» CR/CP4S1/R40/20, производства «Germany» для автомобилей марки «KIA» и «Hyundai» на толкателе (стакане, поршне) плунжера данное покрытие имеется - фото 42,43. Данное покрытие предотвращает поверхность от повреждений в условиях сухого (или полусухого) граничного трения. Так как толкатель изготовлен из стального сплава, а корпус (колодец) из алюминиевого сплава, то возможно данное покрытие необходимо.

Фото 42,43. Антиизносное  (антифрикционное) покрытие чёрного цвета на толкателе (стакане, поршне) плунжера аналогичного ТНВД

Фото 42, 43. Антиизносное (антифрикционное) покрытие чёрного цвета на толкателе (стакане, поршне) плунжера аналогичного ТНВД.

в) Износ металла кулачка вала, толкателя (стакана, поршня), корпуса (колодца) насоса из-за ненадлежащей обработки металла и попадание фрагментов износа в область расположения ролика, что привело к его преждевременному значительному износу.

Установить вышеуказанные (п. а,б,в) производственные (конструктивные) дефекты возможно только при наличии конструктивно-технологической документации в условиях завода-изготовителя насоса или данных по отзывным компаниям завода-изготовителя в связи с заводским браком. Исходя из того, что в рамках настоящей автотехнической экспертизы, провести такие исследования не возможно, а данные по отзывным компаниям завода-изготовителя отсутствуют, то дать категорические выводы не представляется возможным.

Также специалист не исключает, что износ деталей ТНВД возможен вследствие попадания в топливо воды, грязи или песка из-за эксплуатации автомобиля на некачественном топливе. Данные причины допустимы, но маловероятны, так как характер износа деталей был бы немного иной, а именно, износ был бы равномерный, по всей площади каждой контактируемой детали ТНВД, со следами абразивного изнашивания или перегрева металла и кроме того, был бы износ плунжерной пары.

3. Отсутствие следов перегрева и износа на плунжерной паре указывает либо на то, что автомобиль не эксплуатировался на топливе с наличием воды, грязи или песка, либо на то, что наличие антиизносного (антифрикционного) покрытия чёрного цвета предотвратило износ плунжерной пары.

4. Коррозия на деталях насоса могла быть по причине наличия в топливе воды в процессе эксплуатации автомобиля или по причине их длительного хранения при наличии повреждённых участков металла. Зафиксированные выкрашивания металла на деталях насоса, могли произойти по причине контактирования деталей с фрагментами износа.

ВЫВОДЫ

1. Наиболее вероятной причиной повреждений деталей топливного насоса высокого давления (ТНВД) является производственный (конструктивный) дефект в его изготовлении.

В рамках проведённой экспертизы, дать категорические выводы по данному вопросу не представляется возможным по причинам, указанным в исследовании.

Специалист ... .




Вернуться к списку автоэкспертиз


Виды проводимых автоэкспертиз

Оставить заявку

Онлайн заявка

Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос автоэкспертизе и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос