105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
№ .../14
02.04.2014 г. ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор № .../14 на проведение автотехнического исследования АКПП автомобиля Toyota Highlander, идентификационный номер ... .
На разрешение исследования поставлены вопросы:
1. Имеется ли в автомобиле Toyota Highlander, идентификационный номер ... недостаток (дефект) автоматической коробки переключения передач?
2. Если недостаток (дефект) присутствует, какова причина его возникновения – эксплуатационная или производственная?
3. Что явилось причиной выхода из строя автоматической коробки передач?
4. Является ли данный недостаток (дефект), следствием не соответствующей эксплуатации ТС или не соблюдением владельцем правил эксплуатации ТС?
Производство исследования поручено специалисту ..., имеющему высшее техническое образование (Московский автомеханический институт) по специальности инженер-механик, квалификацию судебного эксперта по специальностям «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости», «Исследование технического состояния транспортных средств», полученных в Российском Федеральном Центре Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ и в Московском автодорожном институте (МАДИ), квалификацию эксперта-автотехника I категории (ГТУ МАДИ), стаж экспертной работы с 2002 года.
1. Автомобиль Toyota Highlander, идентификационный номер ... и его автоматическая коробка передач.
1. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
2. Методическое руководство «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации - РФЦСЭ, Москва 2006 г. (взяты только термины).
3. Автомобильный справочник – «BOSCH» - 2-е издание – изд. «За рулем» - 2004 год.
4. Основы конструкции автомобиля – изд. «За рулём», 2006 г.
5. Автоматические трансмиссии современных легковых автомобилей. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт – изд. «Арус», 2005 год.
6. Автомобильные сцепления, трансмиссии, приводы – изд. За рулём, 2012 год.
7. Автомобильная электроника – Том Дентон – изд. «НТ Пресс»- 2008 г.
8. Автомобильные масла – изд. «За рулём», 2005 год.
9. Руководство для владельца автомобиля Toyota Highlander.
10. Программный продукт по ремонту и диагностики автомобиля Toyota Highlander.
Неисправное состояние (неисправность) - состояние автомобиля или агрегата автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния конструктивного элемента автомобиля при сохранении работоспособного состояния.
Дефект - это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Может включать в себя и повреждение, и отказ.
Конструктивный дефект - это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования или конструирования автомобиля.
Производственный дефект - это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта.
Эксплуатационный дефект - это дефект, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации автомобилей.
02.06.2014 года по адресу: ... специалистом был произведён осмотр автомобиля Toyota Highlander, идентификационный номер ..., государственный регистрационный номер ... и его автоматической коробки передач. На осмотре присутствовали владелец автомобиля ... и представитель ... .
При осмотре использовался фотоаппарат марки Sony SLT-A58K и дополнительный увеличительный объектив марки Sony SAL50M28, масштабная линейка, лупа с 16-и кратным увеличением, а также поверочная линейка, набор щупов.
Автомобиль Toyota Highlander, идентификационный номер ..., государственный регистрационный номер ... представлен на осмотр в немытом виде – фото 1-3.
Пробег на автомобиле не установлен, так как на момент осмотра отсоединена аккумуляторная батарея.
Ранее с автомобиля были демонтированы двигатель и автоматическая коробка передач (АКПП), а также передние колёса. В моторном отсеке и на днище кузова не зафиксировано следов течи каких-либо жидкостей.
Так как на момент осмотра отсоединена аккумуляторная батарея и вся электропроводка в моторном отсеке, компьютерная диагностика электронного управления автомобиля не производилась.
Дополнительный радиатор охлаждения АКПП расположен за решёткой переднего бампера в левой нижней части – фото 4 (основной радиатор охлаждения АКПП расположен в радиаторе охлаждения двигателя).
Данный радиатор защищён пластиковой защитой снизу и пластиковой защитой (с отверстиями) со стороны переднего левого колеса – фото 5,6.
В процессе осмотра данные защиты были демонтированы.
Дополнительных защитных устройств радиатора АКПП, устанавливаемых с целью не попадания на него грязи и песка, на исследуемом автомобиле не установлено.
При внешнем осмотре радиатора АКПП зафиксировано, что он (соты) забит землёй, песком, грязью, сухой травой и мелкими камнями с задней части (со стороны колеса) и песком, грязью с передней части (со стороны переднего бампера) с левой стороны – фото 7,8. В процессе осмотра дополнительный радиатор АКПП был демонтирован с автомобиля. Задняя часть радиатора полностью забита более чем 70% площади, передняя часть менее 50% площади. Это указывает на то, что большая часть песка, земли и грязи попадала со стороны переднего колеса через отверстия защиты, что возможно при эксплуатации автомобиля по не асфальтированным дорогам, на которых имеется песок, грязь, земля, трава и т.д. Лучи света не проходят через соты забитого радиатора на площади более 70% - фото 9.
Масло, частично вытекшее из радиатора, имеет красный цвет с запахом гари.
При осмотре арки переднего левого колеса зафиксированы значительные сухие грязевые отложения (земля, песок) на подкрылке, брызговике и тормозном суппорте. Также песок и грязь зафиксированы на днище и арках кузова автомобиля, деталях подвески, деталях тормозной системы и на выпускной трубе автомобиля. Передняя пластиковая защита моторного отсека имеет трещину в левой части.
Радиатор охлаждения двигателя внешних значительных загрязнений не имеет.
АКПП представлена на осмотр в разобранном виде. Идентификация данных деталей АКПП к автомобилю Toyota Highlander, идентификационный номер ..., государственный регистрационный номер ... в ходе осмотра не производилась, так как на них отсутствуют идентификационный обозначения. Далее эксперт принял условие, что данные детали принадлежат исследуемому автомобилю. Уровень масла в АКПП в процессе осмотра не зафиксирован, так как АКПП разобрана (со слов собственника и представителей технического центра ... уровень масла был в норме).
Масло слито в 2-е ёмкости и имеет тёмно-красный цвет. Отчётливо ощущается запах гари, идущий от масла.
Масляный поддон повреждений не имеет. Пробка для слива закручена. В остатках масла и на магнитах зафиксированы продукты износа и металлическая стружка – фото 10.
Прокладка масляного поддона повреждений не имеет. Фильтрующий элемент масляного фильтра засорён продуктами износа – фото 11.
Детали корпуса АКПП покрыты песком и грязью.
Повреждений зубьев шестерён и подшипников деталей АКПП не зафиксировано. Масленые каналы не забиты. Сапун находится в работоспособном состоянии.
Зафиксирован износ в виде продольных царапин и притёртости в двух колодцах гидроаккумуляторов – фото 12.
В результате исследования и осмотра деталей АКПП установлено следующее:
а) комплект дисков тормоза 1,2-й передачи – фото 13.
- металлические диски без накладок имеют цвета побежалости (перегрева) на рабочей поверхности – фото 14;
- металлические диски с накладками имеют перегрев с изменением формы (выгнутость основы), а также имеют повреждения в виде износа и обгорания накладок; на внешней крайней части дисков накладки частично отсутствует – фото 15;
б) Пакет повышающей передачи – фото 16.
- металлические диски без накладок имеют цвета побежалости (перегрева) на рабочей поверхности, а также кольцевые царапины и задиры – фото 17.
- металлические диски с накладками имеют перегрев и повреждения в виде износа и обгорания накладок; на отдельных дисках накладки частично отсутствуют – фото 18.
в) диски 1-й задней передачи повреждений не имеют – фото 19,20.
г) Муфта прямой передачи имеется цвета побежалости (перегрева) – фото 21. Диски муфты прямой передачи (с накладками и без) имеют повреждения от перегрева, три диска «прикипели» друг другу – фото 62, 63.
д) Диски муфты понижающей передачи повреждений не имеют – фото 24, 25.
Поршень 1, 2-й передачи повреждений и дефектов не имеет. Следы побежалости зафиксированы также на стопорных кольцах муфты прямой передачи, пакета повышающей передачи и поршня.
В процессе осмотра была произведена разборка масляного насоса – фото 26.
Зазор между ведомой шестернёй и корпусом составляет 0,1 мм – в допуске (номинальный зазор 0,1-0,17 мм) – фото 27.
Зазор между вершинами зубьев ведомой и ведущей шестернёй составляет 0,13 мм - в допуске (номинальный зазор 0,07-0,15 мм)– фото 28.
Боковой зазор шестерён составляет 0,03 мм – в допуске (номинальный зазор 0,02 -0,05 мм) – фото 29.
В результате измерений установлено, что все размеры деталей насоса находятся в допустимых значениях.
Гидроблок представлен на осмотр в ранее разобранном и отмытом виде. Все болты крепления верхней крышки не закручены (ранее откручивались) – фото 30, 31. Представленные 7 электромагнитных клапанов (показаны белой стрелкой) механических повреждений не имеют.
Клапана (металлические блестящие шарики и тёмные шарики) находятся на своих штатных местах – фото 32,33.
Каналы гидроблока чистые и не забиты. Перепускной клапан в каналах подвижен (не подклинивает) – фото 34. Фильтр, расположенный в одном из каналов, чистый и не забит – фото 35.
Все поршни (плунжеры, клапана) гидроблока подвижны и не подклинивают. Задиров и царапин на их корпусе не зафиксировано – фото 36, 37.
При подключении напряжения 12В к контактам электромагнитных клапанов они приводятся в движение без подклинивания.
Таким образом, в рамках проведенного исследования, производственных дефектов в АКПП автомобиля не зафиксировано.
С точки зрения специалиста, основной причиной выхода из строя АКПП является её перегрев, вследствие забитости грязью, песком и землёй дополнительного радиатора АКПП.
Нарушение температурного режима в процессе эксплуатации автоматической трансмиссии, перегрев масла АКПП по причине недостаточного его охлаждения, является одной из причин преждевременного выхода трансмиссии из строя. Для решения проблем с перегревом трансмиссионного масла на автомобилях с автоматической трансмиссией устанавливают дополнительные радиаторы охлаждения АКПП, основной задачей которых является отвод лишнего тепла от трансмиссионного масла АКПП, что позволяет сохранять его температуру в пределах близких к оптимальной. Оптимальной рабочей температурой трансмиссионного масла является диапазон от 80 до 90 градусов по Цельсию. Превышение температуры трансмиссионного масла существенно сокращает срок жизни многих элементов АКПП — подгорают фрикционы, начинает сбоить электроника, заклинивают клапана (соленоиды) гидроблока и т. д.
Согласно предварительного заказ-наряда №1518844, выданный ..., пробег исследуемого автомобиля составил 46159 км. Со слов собственника автомобиля, масло в АКПП на протяжении всего пробега не менялось.
Исходя из этого, специалист исключает версию о причине выхода из строя АКПП из-за ненадлежащего качества масла, так как:
- автомобиль эксплуатировался на протяжении 46159 км без поломок АКПП на одном масле;
- при ненадлежащем качестве масла вышли бы из строя не только пакеты фрикционов прямой передачи, но и другие пакеты фрикционов (задней, понижающей и т.д.), а также другие детали АКПП (масляный насос, поршни, клапана гидроблока и т.д.).
Согласно руководства для владельца автомобиля Toyota Highlander, при эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья (глубокая вода, глубокий снег, грязь, песок, просёлочные дороги), необходимо проведение дополнительных ежедневных проверок технического состояния следующих систем, деталей и узлов:
- состояние и наличие масла в трансмиссии.
При вождении по бездорожью может потребоваться дополнительное техническое обслуживание (необходимо проверять уровень и состояние масла в АКПП).
После вождения ... по песку очищайте днище автомобиля. Если данные материалы оставить на днище, это может привести к поломке автомобиля.
Учитывая степень забитости грязью, песком, землёй, мелкими камнями и травой дополнительного радиатора АКПП автомобиля Toyota Highlander, идентификационный номер ... , государственный регистрационный номер ... , а также наличие значительного количества песка и грязи на днище и арках кузова автомобиля, деталях подвески, деталях тормозной системы и на выхлопной трубе системы выпуска отработавших газов автомобиля можно констатировать, что исследуемый автомобиль эксплуатировался в условиях бездорожья.
Таким образом, с точки зрения специалиста, причиной выхода из строя АКПП является эксплуатация автомобиля в условиях бездорожья без дополнительного своевременного обслуживания автомобиля, что привело к перегреву деталей АКПП, вследствие забитости грязью, песком, землёй, мелкими камнями и травой дополнительного радиатора АКПП. Это является следствием не соблюдения владельцем правил эксплуатации автомобиля.
1. На автомобиле Toyota Highlander, идентификационный номер ..., государственный регистрационный номер ... имеются недостатки и повреждения деталей автоматической коробки переключения передач (АКПП).
2, 3, 4. В рамках проведенного исследования, производственных дефектов в АКПП автомобиля не зафиксировано.
С точки зрения специалиста, причиной выхода из строя АКПП является эксплуатация автомобиля в условиях бездорожья без дополнительного своевременного обслуживания автомобиля, что привело к перегреву деталей АКПП, вследствие забитости грязью, песком, землёй, мелкими камнями и травой дополнительного радиатора АКПП. Выход из строя АКПП является следствием не соблюдения владельцем правил эксплуатации автомобиля.
Специалист ... .