105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
№ .../15
«...» февраля 2016 г.
28.12.2015 г. ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и гр. ... заключили договор №…/15 на проведение автотехнического исследования автомобиля ..., идентификационный номер (VIN): ..., государственный регистрационный номер ... .
На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Какова причина неисправности мотора-актуатора (неправильная эксплуатация/обслуживание/производственный брак/что-то иное)?
Исследования поручено специалисту ..., имеющему высшее техническое образование по специальности инженер-автомеханик, квалификацию автотехнического эксперта по специальности «Исследование технического состояния транспортных средств», «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости», полученных в Российском Федеральном Центре Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ и в Московском автодорожном институте (МАДИ), имеющему сертификат автотехнического эксперта 1-й категории, являющийся экспертом-техником в государственном реестре Минюста (номер 4551), стаж работы по специальности 24 года, стаж экспертной работы 14 лет.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
1. Автомобиль ... , идентификационный номер (VIN): ... , государственный регистрационный номер ... .
МЕТОДИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
2. Методическое руководство «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации - РФЦСЭ, Москва 2006 г. (взяты только термины).
3. Автомобильный справочник – «BOSCH» - 2-е издание – изд. «За рулем» - 2004 год.
4. Бортовая диагностика – изд. «За рулём», 2012 год.
5. Электроника в автомобиле – изд. «Ремонт и Сервис», 2015 год.
6. Электрическое и электронное оборудование автомобилей – изд. ЗАО «Алфамер Паблишинг», 2012.
7. Автомобиль ... . Техническое обслуживание и ремонт – изд. Москва, Легион-Автодата.
8. Руководство по эксплуатации автомобиля ... .
9. Программный продукт «Silver DAT II»-Русская версия.
ТЕРМИНЫ:
Неисправное состояние (неисправность) - состояние автомобиля или агрегата автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния конструктивного элемента автомобиля при сохранении работоспособного состояния.
Дефект - это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Может включать в себя и повреждение, и отказ.
Конструктивный дефект - это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования или конструирования автомобиля.
Производственный дефект - это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта.
Эксплуатационный дефект - это дефект, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации автомобилей.
ИССЛЕДОВАНИЕ
13.01.2016 года по адресу: г. Москва, ... на территории технического центра ... специалистом ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» ... был произведён осмотр автомобиля ... , идентификационный номер (VIN): ... , государственный регистрационный номер ... фото 1,2. Пробег автомобиля на момент осмотра составил – 49765 км. На осмотре присутствовали ... .
При осмотре автомобиля использовался фотоаппарат марки Sony SLT-A58K и дополнительный увеличительный объектив марки Sony SAL50M28, зеркало для осмотра труднодоступных поверхностей, микрометр «Микмед-2000R», мультиметр DT9208A, автомобильный стетоскоп, масштабная линейка, лупа с 16-и кратным увеличением, а также портативный диагностический комплекс (скан) для проверки электронного управления автомобиля.
-
Фото 1. Вид а/м спереди.
Фото 2. Идентификационный номер ... .
При запуске двигателя на панели приборов постоянно горит контрольная лампа «SERV 4WD» - фото 3. Согласно руководству по эксплуатации автомобиля ... – «контрольная лампа «SERV 4WD» предназначена для контроля исправности системы полного привода. Если лампа не выключается по истечении 2 с. или загорается во время движения, это означает, что система полного привода (4WD) не функционирует должным образом».
Фото 3. Надпись «SERV 4WD».
В процессе осмотра автомобиля была проведена компьютерная диагностика его электронного управления и зафиксированы три сохранённых кода неисправности (ошибки), связанные с некорректной работой мотора-актуатора заднего дифференциала: С148F-1D, C1490-00,C2220-00 – фото 4.
Фото 4. Результаты компьютерной диагностики.
При осмотре мотора-актуатора заднего дифференциала повреждений и дефектов его корпуса, крепёжных элементов, а также его электропроводки не зафиксировано – фото 5. Детали и агрегаты, расположенные в непосредственной близости от мотора-актуатора, также не имеют механических повреждений.
Фото 5. Мотор-актуатор.
В процессе осмотра исследуемый мотор-актуатор был демонтирован с автомобиля. Мотор-актуатор имеет маркировку, показанной на фото 6.
Фото 6. Мотор-актуатор.
При вращении вала мотора-актуатора рукой установлено, что он вращается со значительным усилием и слышен шум в виде скрипа и писка – фото 7.
Фото 7.
Штекерные соединения и электропроводка мотора-актуатора повреждений (оплавлений, механических разрушений и т.д.) не имеют.
На осмотр был представлен новый мотор-актуатор При вращении его вала установлено, что он вращается с незначительным усилием, а также не издаёт шум в виде скрипа и писка. Новый мотор-актуатр был установлен на исследуемый автомобиль. При запуске двигателя контрольная лампа «SERV 4WD» на панели приборов не загорелась. Демонтированный (старый) мотор-актуатор был упакован и опечатан в бумажном коробе с целью его исследования в лабораторных условиях.
В лабораторных условиях мотор-актуатор был разобран – фото 8. Шум в виде скрипа и писка при вращении вала исходит от контакта щёток с коллектором. После разборки и принудительного отжимания щёток, вал стал вращаться без усилия. Внутри на деталях мотора-актуатора зафиксировано напыление (наложение) черного вещества (от щёток). При осмотре данного вещества (в.т.ч. под микроскопом) зафиксированы фрагменты металлических (медных) частиц (от износа пластин коллектора) – фото 9,10.
Фото 8. Разобранный мотор-актуатор.
Фото 9. Напыление (наложение) черного вещества.
Фото 10. Фрагменты металлических (медных) частиц - вид через микроскопом (увеличение в 20 раз).
При осмотре щёточного узла зафиксировано, что щётки имеют неравномерный износ в месте контакта с коллектором – фото 11,12. Щетки в держателях не подклинивают. Пластины коллектора имеют чёрный цвет в месте контакта со щётками. В районе ламелей коллектора имеются потертости и наложения материала щёток. На поверхности пластин коллектора зафиксированы круговые риски – фото 13.
Следов аварийных режимов и обрывов в проводке и обмотках мотора-актуатора не зафиксировано.
Фото 11. Контакт щётки и коллектора.
Фото 12. Неравномерный износ щётки в месте контакта с коллектором – вид через микроскоп (увеличение в 10 раз).
Фото 13. Изменение цвета пластин коллектора (показано стрелками), потертости и наложения материала щёток (в красном круге) – вид через микроскоп (увеличение в 10 раз).
С точки зрения специалиста, причиной неисправности мотора-актуатора является износ щёток, пластин коллектора и ненадлежащий их контакт.
Согласно руководства по эксплуатации на данный автомобиль, дифференциалы ……………. заднего моста управляются полностью автоматически, т.е. его активация производится мотором-актуатором по командам управления от электронных модулей. В данном руководстве отсутствуют требования к водителю по его эксплуатации.
Следовательно, действия водителя не могут привести к выходу из строя мотора-актуатора.
ВЫВОДЫ
1. Причиной неисправности мотора-актуатора автомобиля ... , идентификационный номер (VIN): ... , государственный регистрационный номер ... является износ щёток, пластин коллектора и ненадлежащий их контакт.
Дефект (повреждения) мотора-актуатора возник в процессе эксплуатации автомобиля, но не связан с нарушением владельцем руководства (правил) эксплуатации автомобиля, а может являться следствием производственного дефекта.
Специалист ... .