105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
№ .../16
01.07.2016 г. в ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» поступила заявка от ООО «...» на проведение исследования автомобиля LAND ROVER Discovery 4, идентификационный номер (VIN): ... , государственный регистрационный номер ... .
На разрешение исследования поставлен вопрос:
1. Могли ли повреждения подвески автомобиля возникнуть в результате ДТП от 09.10.2015 г.?
Исследование поручено специалисту ..., имеющему высшее техническое образование (Московский автомеханический институт), квалификацию судебного эксперта по специальностям «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости», «Исследование технического состояния транспортных средств», «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»; «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» (транспортно-трасологическая диагностика), полученных в Российском Федеральном Центре Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ и в Московском автодорожном институте (МАДИ), квалификацию эксперта-автотехника I категории (ГТУ МАДИ), являющийся экспертом-техником и зарегистрированный в государственном реестре Минюста (номер 4551), стаж экспертной работы с 2002 года и специалисту ... образование высшее, инженер-металлург по специальности "05.16.01 - "Металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов" Волгоградского политехнического института, диплом с отличием: №Э412629 от 03 июня 1975г. Кандидат технических наук, доцент кафедры "Технология конструкционных материалов" Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), имеющая сертификат автотехнического эксперта по специальности 10.4 "Исследование изделий из металлов и сплавов" (регистр МАДИ № 01.000148), имеющая аттестат и допуск к проведению трасологических экспертиз Волгоградской Академии МВД РФ. Стаж работы по специальности 35 лет. Стаж экспертной работы 17 лет.
1. Автомобиль LAND ROVER Discovery 4, идентификационный номер (VIN): ..., государственный регистрационный номер ...
5. Справка о ДТП и схема ДТП от 09.10.2015 г.
1. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
2. Методическое руководство «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации - РФЦСЭ, Москва 2006 г. (взяты только термины).
3. «Экспертное исследование следов на транспортных средствах, возникших при дорожно-транспортном происшествии» (методическое письмо для экспертов) – ВНИИСЭ, 1994 г.
4. Автомобильный справочник – «BOSCH» - 2-е издание – изд. «За рулем» - 2004 год.
5. Основы конструкции автомобиля – изд. «За рулём», 2006 г.
6. LAND ROVER Discovery 4 – Руководство по эксплуатации, ремонту и тех. обслуживанию – изд. Атласы Автомобилей, 2014 г.
7. Программные продукты «Silver DAT II»-Русская версия, «Audatex».
8. Автомобильные материалы. Справочник. Г.В. Мотовилин, М.А. Масино, О.М.Суворов - М.: Транспорт, 1989.
9. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П.. Материаловедение. ООО ”Издательский дом Альянс”, 2009.
10. Материаловедение. Под общей редакцией Б.Н. Арзамасова, Г.Г.Мухина. М.: МГТУ им. Баумана, 2001.
11. Фактография и атлас фрактограмм. Справочник. Перевод с анг. Под ред. М.Л. Бернштейн, Москва ”Металлургия”, 1982.
12. Иванов М.Н., Финогенов В.А. Детали машин: Учебник для машиностроительных специальностей вузов. – 11-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2007. – 408 с.: ил.
13. Справочник по конструкционным материалам. Под общей редакцией Б.Н.Арзамасова, Т.В. Соловьевой. Москва, Изд-во МГТУ им. Баумана, 2005.
14. Блантер, М. Е. Методика исследования металлов и обработки опытных данных / М. Е. Блантер. – М. : Металлургиздат, 1952 . – 444 с. : схем., табл. + Библиогр.: с. 443-444 (29 назв.).
12.07.2016 года по адресу: ... на территории технического центра ООО «...» был произведён осмотр автомобиля LAND ROVER Discovery 4, идентификационный номер (VIN): ..., государственный регистрационный номер ... . Пробег автомобиля составил – 45253 км – фото 1-5.
Внешний осмотр проводился с применением фотоаппарата марки Sony SLT-A58K и дополнительного увеличительного объектива марки Sony SAL50M28. На осмотре присутствовали владелец автомобиля ... .
При осмотре автомобиля зафиксированы следующие повреждения в задней левой подвеске автомобиля (в процессе осмотра было демонтировано заднее левое колесо):
- разрушен крепёж тяги схождения к заднему левому кулаку с отрывом болта крепления: фрагмент разрушенного болта крепления зафиксирован в теле поворотного кулака (болт обломан по резьбовой части); ответная часть болта и шайба на осмотр не представлены; на поверхности торцевой (стыковочной) части кулака (с тягой) имеются контактные блестящие следы, оставленные от трения (скольжения), указывающие на неплотное прилегание сопряжённых деталей – фото 3-6.
- корпус сайлентблока тяги имеет механические повреждения в виде трасс с деформацией металла. Данные повреждения, наиболее вероятно, возникли после отрыва болта крепления тяги (от контакта с пыльником тормозного диска, диском колеса и др.) – фото 7,8. Стержень тяги и резьбовая часть для регулировки схождения повреждений не имеют.
Торцевые стыковочные части сайлентблока тяги имеют контактные блестящие следы, оставленные от трения (скольжения), а также деформацию и смятие металла; во внутренней части втулки видны отпечатки, оставленные от резьбовой части болта крепления – фото 9,10. Данные повреждения могли появиться в результате ненадлежащего крепления.
- диск заднего левого колеса имеет задиры и повреждение металла с внутренней стороны – фото 11,12. На шине данного колеса следов от ударного воздействия не зафиксировано.
- на пыльнике тормозного диска заднего левого колеса зафиксированы деформация, потёртости и царапины (от контакта с сайлентблоком тяги) – фото 13. На заднем левой лонжероне зафиксированы потёртости – фото 14.
В процессе осмотра поворотный кулак был демонтирован, а его фрагмент с разрушенным бортом отпилен для проведения металловедческой экспертизы.
Объекты исследования и материалы:
1. Фрагмент крепления задней рулевой тяги (тяги схождения) к поворотному кулаку с разрушенным болтовым соединением.
2. Аналогичный целый болт, представленный в качестве образца-представителя.
Методика исследования:
1. Органолептический метод.
2. Металловедческие исследования.
В процессе осмотра и исследования были применены:
1. Фотокамера цифровая Olympus VR-360, заводской номер UMS003555.
2. Лупа увеличительная ГОСТ 25706-83, с пределом увеличения 25х, диаметром линзы 20 мм.
3. Линейка масштабная фотографическая, предел измерения 100 мм, точность ± 0.5 мм, Россия.
4. Определение твердости проводилось с использованием твердомера ТК-2М, по методу Роквелла, ГОСТ 9013-59.
5. Химический состав определялся на вакуумном спектрометре «FAUDRY MASTER», производство Германия.
6. Исследование микроструктуры проводилось на оптическом микроскопе Neophot-21, производство Германия.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Внешний осмотр
На исследование представлен фрагмент крепления задней рулевой тяги к поворотному кулаку с разрушенным болтовым соединением (см. фото 1).
Часть разрушенного болта осталась в отверстии фрагмента (фото 1). Ответная часть разрушенного болта утеряна и не представлена на исследование.
На торцевой поверхности фрагмента крепления задней рулевой тяги к поворотному кулаку имеются следы пластической деформации, оставленные от контакта с сопрягаемой ответной частью (см. фото 3). Данные следы неравномерны по торцевой поверхности, что означает неплотное прилегание ответной части к торцевой поверхности исследуемого фрагмента. Участки торцевой поверхности фрагмента с отсутствующими следами пластической деформации покрыты слоем коррозии, что может свидетельствовать о длительном процессе работы с неравномерным контактом.
Фактография излома показывает, что разрушения болтового соединения носило коррозионно-усталостный характер (см. фото 4). Излом имеет два основных очага разрушения, расположенные симметрично относительно друг друга с зоной долома в центре, также по усталостному механизму. Трещины зародились от изгибающих нагрузок и развивались достаточно длительно навстречу друг другу. Поверхность зон покрыта продуктами коррозии и имеют темный цвет. Зона долома блестящая, не корродированная с признаками малоцикловой усталости.
Макроанализ не выявил каких-либо металлургических дефектов (пор, раковин, неметаллических включений, трещин) в структуре излома, которые могли бы явиться концентраторами напряжения для образования очага разрушения.
С целью проведения углубленного металлографического исследования фрагмент крепления задней рулевой тяги к поворотному кулаку был распилен, а часть разрушенного болта извлечена из его отверстия (см. фото 5).
В качестве образца-представителя представлен аналогичный целый болт (см. фото 6).
От части разрушенного болта и от болта, представленного в качестве образца-представителя отрезаны фрагменты для микроанализа и химического анализа материала.
Исследование химического состава
Химический состав определялся с помощью вакуумного спектрометра «FAUDRY MASTER».
Химический состав материала, из которого изготовлены разрушенный болт и целый болт образец-представитель, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Химический состав в [%]
Fe | С | Si | Mn | P | S | Cr | Ni | Cu | Al | Ti | Mo | V | B | |
Разрушенный болт | Осн. | 0,35 | 0,21 | 1,66 | 0,007 | 0,005 | 0,55 | 0,39 | 0,71 | 0,040 | 0.005 | 0,018 | <0,005 | <0,001 |
Болт образец-представитель | Осн. | 0,27 | 0,21 | 1,65 | 0,007 | 0,004 | 0,53 | 0,38 | 0,70 | 0.040 | 0.002 | 0,017 | <0,005 | <0,001 |
По химическому составу материал болтов практически одинаковый и соответствует отечественной марке стали 30Г2 ГОСТ 1050-2013. Сталь конструкционная, легированная марганцем, высокого качества - содержит минимальное количество вредных примесей (фосфора и серы менее 0.025 % каждого). Применяется для различных улучшаемых деталей: валы, оси, зубчатые колеса, фланцы, корпуса обшивки, лопатки компрессорных машин, работающие при температуре до 200°С, рычаги, толкатели, ответственные сварные конструкции, работающие при знакопеременных нагрузках, крепежные детали, работающие при низких температурах.
Определение твёрдости
Определение твердости частей разрушенного болта и целого болта образца-представителя производилось с использованием твердомера ТК-2М, по методу Роквелла, ГОСТ 9013-59.
Твердость разрушенного болта: 25…28 HRC.
Твердость болта образца-представителя: 25...28 HRC.
Исследование микроструктуры
Изготовленные микрошлифы исследуемых болтов показаны на фото 7. На фото 8, 9 показаны микроструктуры болтов после травления 4-х % раствором азотной кислоты в этиловом спирте на микрошлифе,
Микроанализ показал, что микроструктуры металла разрушенного болта и целого болта (образца-представителя) идентичны. Это указывает на проведение типовой термической обработки: закалка + высокий отпуск (термическое улучшение), которая обеспечивает высокий комплекс механических свойств и максимальную ударную вязкость.
Пор, раковин, неметаллических включений, микротрещин (флокенов) в микроструктуре разрушенного болта не обнаружено.
Согласно административного материала ГИБДД, исследуемый автомобиль LAND ROVER Discovery 4, идентификационный номер (VIN): ... , государственный регистрационный номер ... 09.10.2015 года был участником ДТП с автомобилем Opel Astra. Столкновение между автомобилями произошло в момент проезда перекрёстка – илл. 1. Так как представленная справка ДТП плохо читаема, то определить, какие повреждения возникли у автомобилей в результате ДТП, не представляется возможным.
Согласно предоставленных фотографий, в результате столкновения исследуемый автомобиль получил повреждения в задней левой части кузова и заднего левого колеса.
Согласно данных повреждений (по характеру взаимодействия при ударе), столкновение можно отнести к касательному. Повреждения на диске левого заднего колеса в виде потёртостей и царапин являются не значительными.
Исходя из проведённого металловедческого исследования установлено, что разрушение болта носит коррозионно-усталостный характер. Трещины зародились от изгибающих нагрузок и развивались достаточно длительно навстречу друг другу. Характер повреждения стыковочной части поворотного кулака и сайлентблока тяги, а именно контактные блестящие следы, оставленные от трения (скольжения), деформация и смятие металла, отпечатки во втулке, оставленные от резьбовой части болта крепления, указывают на неплотное прилегание стыковочных деталей. Данное неплотное прилегание возможно только при ненадлежащей затяжки данного болта.
1. Причиной возникновения имеющихся повреждений в задней подвеске автомобиля LAND ROVER Discovery 4, идентификационный номер (VIN):………………………., государственный регистрационный номер ……………….является разрушение болта крепления задней левой тяги схождения к поворотному кулаку.
Разрушенный болт изготовлен из стали, близкой по составу к отечественной стали марки 30Г2 ГОСТ 1050-2013, прошел типовую для крепёжного изделия термическую обработку: закалку + высокий отпуск, и обладает соответствующей твёрдостью.
Пор, раковин, неметаллических включений, микротрещин (флокенов) в микроструктуре разрушенного болта не обнаружено.
Разрушение болта носит коррозионно-усталостный характер. Трещины зародились от изгибающих нагрузок и развивались достаточно длительно навстречу друг другу. Поверхность зон покрыта продуктами коррозии и имеют темный цвет. Зона долома блестящая, не корродированная с признаками малоцикловой усталости.
Болт крепления задней левой тяги с поворотному кулаку был разрушен по причине ненадлежащей его затяжки.
Причинно-следственной связи между дорожно-транспортным происшествием (ДТП) от 09.10.2015 г. и разрушением болта крепления задней левой тяги не установлено.
Специалисты ... .