105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
№ ... /15
24.09.2015 г. в ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» по заявке от ... было проведено автотехническое и металловедческое исследование автомобиля Toyota Camry, идентификационный номер (VIN): ... , государственный регистрационный знак ... .
На разрешение исследования поставлены вопросы:
1. Имеются ли неисправности в автоматической коробке передач Автомобиля?
2. Какова причина возникновения имеющихся неисправностей автоматической коробки передач Автомобиля:
- производственный дефект (недостаток);
- нарушение правил эксплуатации Автомобиля;
- действие третьих лиц или непреодолимой силы;
- иные причины.
3. Совпадает ли состав металла втулки дифференциала с металлом, который наклёпан (путём наволакивания) на валу привода?
Исследования поручено специалисту ... , имеющему высшее техническое образование по специальности инженер-автомеханик, квалификацию автотехнического эксперта по специальности «Исследование технического состояния транспортных средств», «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости», полученных в Российском Федеральном Центре Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ и в Московском автодорожном институте (МАДИ), имеющему сертификат автотехнического эксперта 1-й категории, стаж работы по специальности 22 года, стаж экспертной работы 13 лет и специалисту ... , имеющей высшее техническое образование (Волгоградский политехнический институт – специальность инженер-металлург), доцент кафедры металловедения и термообработки МАДИ, автотехнический эксперт, опыт экспертной работы 12 лет, имеет свидетельство и допуск к проведению трасологических экспертиз Волгоградской Академии МВД РФ, сертификат автотехнического эксперта в Регистре МАДИ.
1. Автомобиль Toyota Camry, идентификационный номер (VIN): ... , государственный регистрационный знак ... .
1. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. М.: ООО «Издательский дом Альянс», 2009.
2. Материаловедение. Под общей редакцией Б.Н.Арзамасова, Г.Г.Мухина. М.: МГТУ им. Баумана, 2001.
3. Мотовилин Г.В., Масино М.А., Суворов О.М. Автомобильные материалы. Справочник. М.: Транспорт, 1989.
4. Журавлев В.Н., Николаева О.И. Машиностроительные стали. Справочник. М.: Машиностроение, 1981.
5. Фрактография и атлас фрактограмм. Справочник. М.Л. Бернштейн, М.: Металлургия, 1982.
6. Справочник по конструкционным материалам. Под общей редакцией Б.Н.Арзамасова, Т.В. Соловьевой. М.: МГТУ им. Баумана, 2005.
7. ГОСТ Р ИСО 5492-2005 Органолептический анализ. Словарь.
8. ГОСТ 4543 Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия.
9. Трасология. Справочник криминалиста. Т.2. Механоскопия. Авторы-составители Степанов Г.Н., Бронников А.И., Волгоград, 1998 г.
10. Чугун и его свойства / В.К Афанасьев., Б.А. Кустов, С.А. Гладышев и др. – Кемерово, «Кузбассвузиздат», 2004 г.- 344 с.
11. Гаркунов Д.Н. Триботехника, 2-е издание –М.: Машиностроение, 1989 -328с.
12. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
13. Методическое руководство «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации - РФЦСЭ, Москва 2006 г. (взяты только термины)
14. Автомобильный справочник – «BOSCH» - 2-е издание – изд. «За рулем» - 2004 год.
15. Автоматические трансмиссии современных легковых автомобилей. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт – изд. «Арус», 2005 год
16. Автомобильные сцепления, трансмиссии, приводы – изд. За рулём, 2012 год
17. Автомобильная электроника – Том Дентон – изд. «НТ Пресс»- 2008 г.
18. Бортовая диагностика – изд. «За рулём», 2012 год.
19. Электроника в автомобиле – изд. «Ремонт и Сервис», 2015 год.
20. Электрическое и электронное оборудование автомобилей – изд. ЗАО «Алфамер Паблишинг», 2012.
21. Автоматическая коробка передач Toyota. Учебно-практическое пособие – изд. Машстрой, 2014 г.
22. Toyota Camry – руководство по ремонту и эксплуатации – изд. Монолит, 2014 год.
23. Программный продукт по ремонту и диагностики автомобиля Toyota Camry.
24. Руководство для владельца автомобиля Toyota Camry.
Неисправное состояние (неисправность) - состояние автомобиля или агрегата автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния конструктивного элемента автомобиля при сохранении работоспособного состояния.
Дефект - это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Может включать в себя и повреждение, и отказ.
Конструктивный дефект - это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования или конструирования автомобиля.
Производственный дефект - это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта.
Эксплуатационный дефект - это дефект, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации автомобилей.
06.10.2015 года по адресу: г. Москва, ... был произведён осмотр автомобиля Toyota Camry, идентификационный номер (VIN): ... , государственный регистрационный знак ... – фото 1,2. Пробег автомобиля на момент осмотра составил – 8069 км. На осмотре присутствовали специалист ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» ... , собственник автомобиля ... , представители собственника ... , представители технического центра ... . При осмотре и исследовании в рамках автотехнического исследования использовался фотоаппарат марки Sony SLT-A58K и дополнительный увеличительный объектив марки Sony SAL50M28, микрометр «Микмед-LCD», тестер (мультиметр), набор магнитов.
Со слов собственника автомобиля в АКПП периодически возникали неисправности (автомобиль не ехал, дергался и т.д.) в работе АКПП.
В процессе осмотра была проведена компьютерная диагностика электронного управления коробки передач и выявлены следующие коды неисправностей (DTC) – фото 3:
- Р0741 – характеристика электромагнитного клапана муфты гидротрансформатора. Условия обнаружения: блокировка не была включена, несмотря на запрос; контактный датчик давления трансмиссионной жидкости №3 находится во включённом состоянии;
- Р0990 – высокий уровень сигнала в цепи переключателя/датчика давления трансмиссионной жидкости «Е». Условия обнаружения: контактный датчик давления трансмиссионной жидкости №3 находится во включённом состоянии, несмотря на отсутствие блокировки; блокировка оказывается включённой в диапазоне блокировки после выдачи запроса на выключение электромагнитного клапана переключения (SLU);
- Р2757 – характеристика электромагнитного клапана регулирования давления муфты гидротрансформатора (электромагнитного клапана переключения передач SLU). Условия обнаружения: блокировка не была включена, несмотря на запрос; контактный датчик давления трансмиссионной жидкости №3 находится во включённом состоянии.
При осмотре автомобиля установлено, что ранее с него демонтировались приводные валы, масляный поддон автоматической коробки переменных передач (АКПП) и была слита трансмиссионная жидкость. Исходя из этого, в ходе осмотра не проводилось тестирование и диагностика автомобиля в процессе движения. Ранее производилась диагностика и измерение давления жидкости в АКПП. Со слов представителей технического центра ……………… давление было ниже допустимого значения.
В процессе осмотра автомобиля с него была демонтирована АКПП и произведена её разборка.
При осмотре моторного отсека в задней левой части зафиксированы множественные наложения темного вещества (смазка с грязью) на деталях кузова и жгутах электропроводки.
В масляном поддоне зафиксирована металлическая стружка с магнитными свойствами на магнитах и в остатках масла – фото 4.
На левом приводном валу имеется наклёп (наволакивание) металла на всей площади опорной поверхности контактирующей с корпусом дифференциала – фото 5. На правом приводном вале, в том же месте, имеется также наклёп (наволакивание) металла, но в значительно меньшем объёме – фото 6.
Корпус АКПП, в месте установки левого приводного вала, имеет сильные загрязнения и наложения темного вещества (смазка, масло с грязью). На опорной поверхности корпуса дифференциала с левой стороны зафиксирован износ металла.
В процессе осмотра измерено сопротивление (короткое замыкание на массу) жгута электропроводки АКПП. Тестер подключался к выводу разъёма №6 (SL) (поиск неисправностей по коду Р0741) и №19 (TPS3) – (корпус клапанов в сборе) и другие контакты (поиск неисправностей по коду Р0990):
- сопротивление по выводу разъёма №6 составляет 11,9 Ом, что соответствует допустимому значению 11-15 Ом – фото 7,8;
- сопротивление по выводу разъёма №19 составляет 1 кОм, что не соответствует допустимым значениям 10 кОм или более – фото 9,10.
Также измерено сопротивление на разъёме датчика температуры ATF в сборе (поиск неисправностей по коду Р0990) и составило 12,1 кОм, что соответствует допустимым значениям 10 кОм или более – фото 11, 12.
На внутренней части корпуса датчика температуры ATF (жидкость трансмиссии) в СБОРЕ зафиксирована металлическая пыль, имеющая магнитные свойства – фото 13,14.
Фрагменты мелких частиц (пыль) в большом количестве зафиксированы в жидкости в контактном датчике давления ATF №3 (химический состав данного вещества, в рамках настоящего исследования, не определялся) – фото 15. На корпусе масляного фильтра и на фильтрующем элементе со стороны поддона имеются фрагменты металлических частиц, магнитного свойства (корпус масляного фильтра был разрушен с целью осмотра фильтрующего элемента). На внутренней части корпуса фильтра и фильтрующего элемента (на «выходе» из фильтра) зафиксирована металлическая пыль – фото 16-18.
На опорной поверхности корпуса дифференциала с двух сторон зафиксирован износ металла – фото 19,20. На всех деталях дифференциала наложение фрагментов металлических частиц.
Гидротрансформатор находится в работоспособном состоянии. Масляный насос разрушений деталей и значительного износа не имеет.
На тормозных пластинах и фланце тормоза №1 имеются следы побежалости (перегрева). Накладки тормозных дисков тормоза №1 изменили цвет и имеют износ – фото 21,22.
В остатках масла в корпусных деталях АКПП зафиксированы фрагменты (немагнитного) вещества (наиболее вероятно от накладок тормозных дисков).
Электромагнитный клапан переключения передач SL находится в работоспособном состоянии (поиск неисправностей по коду Р0741), приводится в движение и издаёт характерный звук при подачи к нему напряжения 12В, сопротивление на контактах составляет 11 Ом, что соответствует допустимым значениям 11-15 Ом – фото 23,24.
Электромагнитный клапан регулирования давления муфты гидротрансформатора (электромагнитный клапан переключения передач SLU) при подключении к нему напряжения 12В первоначально приводился в движение с подклиниванием (поиск неисправностей по коду Р2757). В дальнейшем подклинивание пропало и он стал издавать характерный звук. Сопротивление на контактах составляет 5,5 Ом, что соответствует допустимым значениям 5,0-5,6 Ом – фото 25-27.
Разрушений и значительного износа остальных деталей АКПП не зафиксировано.
Для определения причины наклепа (наволакивания) металла на приводные валы было проведено металловедческое исследование.
Перед специалистом был поставлен вопрос - совпадает ли состав металла втулки дифференциала с металлом, который наклёпан (путём наволакивания) на валу привода?
Были проведены следующие работы:
1. Отрезаны фрагменты от приводного вала и корпуса дифференциала для определения химического состава деталей.
2. Отрезан фрагмент приводного вала со следами наволакивания для проведения исследований на растровом электронном микроскопе и определение химического состава материала наволакивания.
В процессе осмотра и исследования были применены:
1) фотокамера цифровая «OlympusFE-310»;
2) лупа увеличительная с пределом увеличения 25х, диаметром линзы 20 мм;
3) вакуумный спектрометр «FAUDRY MASTER», производство Германия;
4) химический анализ исследуемых образцов определялся с использованием сканирующего электронного микроскопа (РЭМ) «JEOL JSM-6480LV», производство «Япония» с разрешением до 3 нанометров. Многоцелевой сканирующий (растровый) микроскоп JEOL JSM-6480LV (см. фото 1) сочетает в себе возможности работы как в стандартном, так и в LV режимах. Для комплексного анализа использовали аналитическую приставку: спектрометр с энергетической и волновой дисперсией (EDS) для определения химического состава.
На исследование поступил дифференциал с частью от приводного вала автомобиля в не опечатанной коробке. Внешний вид поступивших на исследование деталей представлен на фото 2.
На поверхности приводного вала имеется наволакивание металла, износ и следы перегрева в виде цветов побежалости металла от светло-коричневого до черного цвета, фото 4.
Химический состав материала приводного вала представлен в Таблице 1.
Таблица 1
C | Si | Mn | P | S | Cr | Ni | Mo | Cu | Al | Ti | V | Fe |
0,49 | 0,17 | 0,77 | 0,009 | 0,021 | 0,18 | 0,064 | 0,019 | 0,14 | 0,023 | 0,002 | 0,005 | основа |
Поступивший на исследование приводной вал изготовлен из стали марки 45 ГОСТ 1050. Среднеуглеродистая сталь, применяемая для изготовления валов, балок передней оси, поворотной цапфы, рычагов рулевого управления и других деталей ответственного назначения [3].
Химический состав материала корпуса дифференциала представлен в Таблице 2.
Таблица 2
C | Si | Mn | P | S | Cr | Ni | Mo | Cu | Al | Ti | V | Fe |
3,2 | 2,3 | 0,6 | 0,02 | 0,01 | 0,02 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,001 | 0,001 | основа |
Корпус дифференциала изготовлен из чугуна, о чем свидетельствует высокое содержание углерода и кремния.
На фото 5 показан участок поверхности (зона спила), с которого на растровом электронном микроскопе (РЭМ) был снят спектр химического состава материала фрагмента приводного вала.
На фото 6 показана спектрограмма химического поэлементного анализа поверхности фрагмента приводного вала.
Результаты химического анализа сведены в Таблицу 3.
Таблица 3. Химический поэлементный анализ поверхности фрагмента приводного вала.
Элемент | Весовой % | Атомный % | |
Si | 0.26 | 0.52 | |
Cr | 0.22 | 0.24 | |
Mn | 0.77 | 0.78 | |
Fe | 98.36 | 98.10 | |
Co | 0.38 | 0.36 | |
Totals | 100.00 |
Вывод: материал приводного вала близок по составу к углеродистой стали, содержащей неизбежные примеси: кремний и марганец.
На фото 7 показан участок поверхности, с которого был снят спектр химического анализа поверхности фрагмента корпуса дифференциала.
На фото 8 показана спектрограмма химического поэлементного анализа поверхности фрагмента корпуса дифференциала.
Результаты химического анализа сведены в Таблицу 4.
Таблица 4. Химический поэлементный анализ поверхности фрагмента корпуса дифференциала.
Элемент | Весовой % | Атомный % | |
C | 2.90 | 11.85 | |
Si | 3.33 | 5.82 | |
Cr | 0.00 | 0.00 | |
Mn | 0.52 | 0.46 | |
Fe | 92.81 | 81.50 | |
Co | 0.44 | 0.36 | |
Totals | 100.00 |
Вывод: корпус дифференциала изготовлен из чугуна, о чем свидетельствует высокое содержание углерода и кремния.
На фото 9 показан участок поверхности, с которого был снят спектр химического анализ материала наволакивания на поверхность приводного вала.
На фото 10 показана спектрограмма химического поэлементного анализа металла наволакивания на поверхности приводного вала.
Результаты химического анализа сведены в Таблицу 5.
Таблица 5. Химический поэлементный анализ металла наволакивания на поверхности приводного вала.
Элемент | Весовой % | Атомный % | |
C | 4.40 | 17.25 | |
Si | 2.63 | 4.41 | |
Cr | 0.02 | 0.01 | |
Mn | 0.58 | 0.50 | |
Fe | 92.06 | 77.58 | |
Co | 0.31 | 0.24 | |
Totals | 100.00 |
Вывод: материал наволакивания представляет собой чугун.
Поступивший на исследование приводной вал изготовлен из стали 45 ГОСТ 1050. Корпус дифференциала изготовлен из чугуна. В паре трения приводной вал-корпус дифференциала произошло схватывание, вырывы материала корпуса дифференциала и перенос вырванных частиц на приводной вал. Об этом свидетельствуют характер повреждения поверхностей исследуемых деталей и идентичность материала корпуса дифференциала и материала наволакивания. Посторонние материалы с другим химическим составом на приводном валу не установлены.
Таким образом, учитывая проведённое металловедческое исследование, а также тот факт, что отсутствуют разрушенные и значительно изношенные металлические детали в АКПП, специалист считает, что причиной наклёпа (наволакивания) металла на валах приводов и износ опорной поверхности дифференциала является перегрев данных пар трения, вследствие пробуксовки колёс в процессе эксплуатации автомобиля. Следы побежалости (перегрев) на деталях тормоза №1, также указывают на возможность их возникновения вследствие пробуксовки. Косвенным признаком длительной пробуксовки переднего левого колеса, также являются значительные наложения тёмного вещества в левой задней части моторного отсека (в правой части данных наложений нет), а также то, что левый приводной вал и левая сторона дифференциала имеет значительно больший износ, чем правая.
Продукты износа, появившиеся в жидкости АКПП, вследствие пробуксовки, попали в область установки исследуемых электромагнитных клапанов и датчика давления, что привело к возникновению неисправностей и периодическому сбою в работе АКПП. Согласно руководства для владельца автомобиля Toyota Camry – «во избежание повреждения коробки передач и других компонентов избегайте пробуксовки передних колёс и не нажимайте на педаль акселератора больше, чем необходимо». С точки зрения специалиста, данная фраза указывает на то, что пробуксовка передних колёс не допускается.
1. В рамках проведенного осмотра автомобиля Toyota Camry, идентификационный номер (VIN): ... , государственный регистрационный знак ... , диагностика и определение технического состояния работы АКПП в движении не производилось, так как ранее с автомобиля была слита трансмиссионная жидкость.
В процессе диагностики и разборки АКПП зафиксированы коды неисправностей, износ и повреждения её деталей, указанные в исследовании.
2. Причиной возникновения неисправности в работе АКПП, является попадание значительного количества фрагментов от изношенных и повреждённых деталей (указаны в исследовании) в область работы электромагнитного клапана регулирования давления муфты гидротрансформатора и контактного датчика давления ATF №3.
Причиной возникновения значительного количества фрагментов от изношенных и повреждённых деталей, является эксплуатация автомобиля с длительной пробуксовкой передних колёс.
Согласно руководству для владельца по эксплуатации автомобиля Toyota Camry, эксплуатация автомобиля с пробуксовкой передних колёс не допускается, следовательно, является нарушением правил эксплуатации автомобиля.
Специалист ... .