Металловедческая экспертиза по определению причины разрушения коленчатого вала двигателя автомобиля Range Rover

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

№ ... /18

«06» июля 2018 г.

23.05.2018 г. ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор № .../18 на проведение автотехнического и материаловедческого исследования причины выхода из строя коленчатого вала двигателя автомобиля ... , идентификационный номер ... .

На разрешение исследования поставлены вопросы:
1. Каковы причины разрушения коленчатого вала?

Исследование поручено специалисту ... (автотехническое исследование), имеющему высшее техническое образование (Московский автомеханический институт) по специальности инженер-механик двигателей внутреннего сгорания, квалификацию судебного эксперта по специальностям «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости», «Исследование технического состояния транспортных средств», «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»; «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» (транспортно-трасологическая диагностика), полученных в Российском Федеральном Центре Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ и в Московском автодорожном институте (МАДИ), квалификацию эксперта-автотехника I категории (ГТУ МАДИ), являющийся экспертом-техником и зарегистрированный в государственном реестре Минюста (номер 4551), стаж экспертной работы с 2002 года и специалисту ... (металловедческое исследование), имеющей высшее образование по специальности инженер-металлург "05.16.01 - "Металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов" Волгоградского политехнического института, диплом с отличием: №Э412629 от 03 июня 1975г. Кандидат технических наук, доцент кафедры "Технология конструкционных материалов" Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), имеющая сертификат автотехнического эксперта по специальности 10.4 "Исследование изделий из металлов и сплавов" (регистр МАДИ № 01.000148), имеющая аттестат и допуск к проведению трасологических экспертиз Волгоградской Академии МВД РФ. Стаж работы по специальности 35 лет. Стаж экспертной работы 17 лет.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

1. Коленчатый вал двигателя автомобиля ... .

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
2. Методическое руководство «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации - РФЦСЭ, Москва 2006 г.
3. Автомобильные двигатели. Теория и техническое обслуживание – Джеймс Д. Холдерман, Чейз Д. Митчелл-мл. – четвёртое издание, издательский дом «Вильямс» 2006 год.
4. Системы управления дизельными двигателями – BOSCH – издательский дом «За рулём», 2005 год.
5. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей – Хрулёв А.Э. – изд. «За рулём», 1998 г.
6. ГОСТ Р 53444-2009 Автомобильные транспортные средства, валы коленчатые двигателей, общие технические требования и методы испытаний.
7. ГОСТ 10.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.
8. РД 50-672-88 Руководящий документ по стандартизации и методические указания «Расчеты и испытания на прочность. Классификация видов изломов металлов»
9. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П.. Материаловедение. ООО ”Издательский дом Альянс”, 2009.
10. Материаловедение. Под общей редакцией Б.Н. Арзамасова, Г.Г.Мухина. М.: МГТУ им. Баумана, 2001.
11. Фактография и атлас фрактограмм. Справочник. Перевод с англ. Под ред. М.Л. Бернштейна, М.: Металлургия, 1982.
12. Справочник по конструкционным материалам. Под общей редакцией Б.Н.Арзамасова, Т.В. Соловьевой. Москва, Изд-во МГТУ им. Баумана, 2005.
13. Автомобильные двигатели. Под ред. М.С. Ховаха, М.:Машиностроение,1977, 591 с.
14. Луканин В. Н. Двигатели внутреннего сгорания. - М., Высшая школа,1995.
15. ГОСТ 4543-2016 Металлопродукция из конструкционной легированной стали. Технические условия.

ИССЛЕДОВАНИЕ

В процессе осмотра и исследования были применены:
— фотокамера Canon Power Shot A3400IS HD;
— приборы оптического увеличения: лупа 6х;
— портативный цифровой микроскоп Levenhuk DTX 500;
— химический состав определялся на спектрометре «OBLF QSN 750»;
— исследование микроструктуры проводилось на оптическом микроскопе Neophot-21, производство Германия;
— твердость замерялась на динамическом твердомере NOVOTEST T-ДЗ.

На исследование поступил разрушенный коленчатый вал двигателя автомобиля ... . Осмотр проводился при искусственном достаточном освещении.

В процессе исследования проводились внешний осмотр, органолептическое исследование, фотографирование и металловедческое исследование.

Признаки масляного голодания на коренных и шатунных шейках вала отсутствуют. Коленчатый вал имеет заводские обозначения ... .

Коленчатый вал разрушен в районе между первой и второй шатунными шейками (фото № 1).

Причина разрушения коленчатого вала

Фото № 1. Внешний вид разрушенного коленчатого вала.

Поломки коленчатых валов чаще всего вызваны недосмотром за необходимым количеством смазки в двигателе, реже — длительной работой двигателя на максимальных оборотах. Основные дефекты — задиры шеек, сопровождаемые увеличением зазора в подшипнике, износом рабочих поверхностей с глубокими кольцевыми рисками, реже — перегрев и расплавление вкладышей. Перечисленные возможные дефекты в ходе исследования обнаружены не были, что говорит о том, что двигатель автомобиля не работал в условиях масляного голодания, на что указывает хорошее состояние пар трения (фото № 1,2).

Стоит отметить, что исследуемый коленчатый вал имеет углубление галтели в шейку – разгрузочную канавку (указано стрелкой на фото № 2), которая способствует уменьшению концентрации напряжений. При наличии разгрузочной канавки на шейке КВ эпюра напряжений более равномерная, с меньшими максимальными напряжениями, как вдоль образующей шейки, так и по ширине.

Причина разрушения коленчатого вала

Фото № 2. Внешний вид коренных и шатунных шеек разрушенного коленчатого вала (стрелкой указана разгрузочная канавка).

Поломки коленчатого вала, как показала статистика дефектов, носят обычно усталостный характер и вызываются переменными напряжениями изгиба и кручения. На фото № 3, № 4 представлены ответные части излома коленчатого вала. Следует обратить внимание, что к зоне разрушения примыкает поверхность со следами грубой механической обработки (выделено желтым овалом на фото 4).

Причина разрушения коленчатого вала

Фото № 3. Внешний вид излома со стороны фланца маховика коленчатого вала.

Причина разрушения коленчатого вала

Фото № 4. Внешний вид излома со стороны носка коленчатого вала. К зоне разрушения примыкает поверхность со следами грубой механической обработки (выделено желтым овалом).

Исследование фрактографии излома установило усталостный характер разрушения (фото № 5). Разрушение вызвано усталостными трещинами, которые образовались на противоположных сторонах на галтели у основания разгрузочной канавки и распространялись в двух направлениях к зонам долома.

Галтель является концентратором напряжений и конструктивно ослабляет деталь. Шейки коленчатого вала упрочняют закалкой токами высокой частоты (ТВЧ) или азотированием. Судя по фиолетовому следу на одной из галтелей, шейки упрочнялись закалкой ТВЧ.

Причина разрушения коленчатого вала

Фото № 5. Поверхность разрушения коленчатого вала Номинальные напряжения невысокие (небольшая по площади зона долома). Нагружение - знакопеременный изгиб.

Химический состав [%]

Для определения химического состава от коленчатого вала был отрезан фрагмент.

Химический состав материала вала представлен в Таблице 1.

Таблица 1.

Fe С Si Mn P S Cr Ni
основа 0,36 0,58 1,41 0,009 0,048 0,17 0,067
Mo Cu Al Ti V As
0,007 0,015 0,014 0,002 0,09 0,003

Материал коленчатого вала близок по составу отечественной стали марки 35ГС ГОСТ 5781-82 (где Mn 0,8-1,2, S < 0.0045). Это среднеуглеродистая низколегированная сталь. Сталь имеет повышенное содержание серы 0,048%.

Коленчатые валы в России изготавливают из материалов согласно ГОСТ 1050 и ГОСТ 4543. ГОСТ предъявляет более высокие требования по химическому составу – содержание серы не должно превышать 0,04%. Повышенное содержание серы способствует хрупкому разрушению и снижает предел выносливости.

Коленчатый вал является ответственной и высоконагруженной деталью, работает в условиях знакопеременных нагрузок, должен обладать высоким пределом выносливости и изготавливаться из качественных и высококачественных марок сталей.

Определение твердости материала проводилось с использованием динамического твердомера NOVOTEST T-ДЗ.

Твердость коренных шеек коленчатого вала составила 53…54 HRC.

Твердость шатунных шеек составила 55…56 HRC.

Значения твердости соответствуют значениям ГОСТ Р 53444 – 2009 «Автомобильные транспортные средства. Валы коленчатые двигателей. Общие технические требования и методы испытаний».

Микроструктура

Для определения микроструктуры материала коленчатого вала, от него был отрезан фрагменты и приготовлен микрошлиф.

До травления в структуре материала коленчатого вала металлургические дефекты в виде пор, усадочных раковин, крупных неметаллических включений не установлены. Микроструктура после травления в 4-х % растворе азотной кислоты в этиловом спирте представляет собой сорбит+феррит, структура соответствует термической обработке – нормализации (фото № 6).

Причина разрушения коленчатого вала

Фото № 6. Микроструктура материала коленчатого вала после травления состоит из белых зерен феррита и темных зерен - сорбита. Увеличение в 320 раз.

В материале коленчатого вала металлургические дефекты в виде пор, крупных неметаллических включений, усадочных раковин, и др. не установлены. Микроструктура и термическая обработка соответствуют данному типу изделия. Материал коленчатого вала имеет повышенное содержание серы и не подпадает под качественную сталь в соответствии с ГОСТ 1050 и ГОСТ 4543.

Разрушение коленчатого вала носит усталостный характер, и произошло в связи с пониженным запасом усталостной прочности.

Причина разрушения коленчатого вала двигателя не связана с нарушением правил эксплуатации. Причина разрушения в низком запасе усталостной прочности, применении марки стали с повышенным содержанием серы и грубой механической обработкой галтели за разгрузочной канавкой.

ВЫВОДЫ

1. В материале коленчатого вала металлургические дефекты в виде пор, крупных неметаллических включений, усадочных раковин, и др. не установлены. Микроструктура и термическая обработка соответствуют данному типу изделия. Материал коленчатого вала имеет повышенное содержание серы и не подпадает под качественную сталь в соответствии с ГОСТ 1050 и ГОСТ 4543.

Разрушение коленчатого вала носит усталостный характер, и произошло в связи с пониженным запасом усталостной прочности.

Причина разрушения коленчатого вала двигателя не связана с нарушением правил эксплуатации. Причина разрушения в низком запасе усталостной прочности, применении марки стали с повышенным содержанием серы и грубой механической обработкой галтели за разгрузочной канавкой.

Причина разрушения коленчатого вала носит производственный (конструктивный, заводской брак) характер.

Специалисты ... .




Вернуться к списку автоэкспертиз


Виды проводимых автоэкспертиз

Оставить заявку

Онлайн заявка

Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос автоэкспертизе и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос