105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
... в ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» поступили ... .
На разрешение экспертизы поставлены следующие вопросы:
1. Соответствуют ли повреждения транспортного средства марки «Вольво С70», гос. рег. знак ..., заявленным в иске обстоятельствам?
2. Какие повреждения были причинены транспортному средству «Вольво С70», гос. рег. знак ..., в результате падения дерева ...?
3. С учётом ответов на первые два вопроса – Какова стоимость восстановительного ремонта без учёта износа транспортного средства марки «Вольво С70», гос. рег. знак ..., в результате падения дерева ...?
\
Производство экспертизы поручено эксперту: ..., имеющему высшее техническое образование (Московский автомеханический институт) по специальности инженер-механик, квалификацию судебного эксперта по специальностям «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», «Исследование технического состояния транспортных средств», «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»; «Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» (транспортно-трасологическая диагностика), полученных в Российском Федеральном Центре Судебной Экспертизы при Министерстве Юстиции РФ и в Московском автодорожном институте (МАДИ), квалификацию эксперта-автотехника I категории (ГТУ МАДИ), являющийся экспертом-техником и зарегистрированный в государственном реестре Минюста (номер 4551), стаж экспертной работы с 2002 года по настоящее время.
1. Материалы гражданского дела ... .
1. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
2. Гражданский процессуальный кодекс РФ.
3. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. № 347.
4. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств, - М.: ВНИИСЭ, - 1984.
5. Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки - ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, Москва 2017.
6. Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки, ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, Москва 2018.
7. Судебная автотехническая экспертиза, ч.1,2. ВНИИСЭ, 1980 г.
8. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях» (Методическое пособие для экспертов, следователей и судей), ИПК РФЦСЭ, 2006 г.
9. ГОСТ 27.102-2021 Надежность в технике. Надёжность объекта. Термины и определения.
10. ГОСТ 33997-2016. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки.
11. Программный комплекс «Audatex» (AudaPadWeb) - идентификационный номер 439531.
- Колёсно-транспортное средство (КТС) – устройство на колёсном ходу категории L, M, N, O, предназначенное для эксплуатации по автомобильным дорогам общего пользования и перевозки людей, грузов.
- Неисправное состояние (неисправность) - состояние КТС или агрегата, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
- Работоспособное состояние - состояние объекта, в котором он способен выполнять требуемые функции.
- Восстановительный ремонт – один из способов возмещения ущерба, состоящий в выполнении технологических операций ремонта КТС для восстановления его исправности или работоспособности с одновременным обеспечением максимального соответствия технического состояния, технических характеристик КТС (составных частей) требованиям изготовителя с учётом состояния КТС на момент повреждения.
- Дефект - это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
- Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния конструктивного элемента КТС при сохранении работоспособного состояния.
- Характер повреждения – качественная характеристика повреждения, определяющая сущность и природу изменения состояния КТС.
- Перекос кузова – нарушение допустимых геометрических параметров проёмов (окон, дверей, капота, крышки багажника), а также месторасположений базовых точек крепления силового агрегата, подвесок (мостов) и узлов трансмиссии в основании несущего кузова.
- Деформация – изменение формы и размеров составной части (детали, конструкции) без изменения её массы.
- Разрушение – нарушение целостности объекта.
- Вмятина – изменение формы поверхности в виде углубления со сглаженными краями, полученное вследствие внешней нагрузки, действующей на ограниченный участок поверхности детали и превышающей предел упругости материала следовоспринимающего объекта на данном участке.
- Залом – сгиб или вмятина с образованием резких изменений формы по высоте и направлению.
- Сгиб – деформация, характеризуемая дугообразным искривлением поверхности составной части.
- Складка – сложенная вдвое (или близко к этому) и загнутая поверхность составной части.
- Трещина – узкие сквозные или несквозные повреждения разной длины и конфигурации, ширина которых меньше их длины.
- Разрыв – сквозное разрушение неправильной формы. Сопровождается растягиванием материала изделия вдоль краёв повреждения.
- Прокол – сквозное разрушение, как правило, округлой формы, без отделения фрагментов материала детали.
- Скол – отделение части или внешней поверхности составной части или материала в результате ударного воздействия.
- Потёртость – повреждение поверхностного слоя детали в виде сплошной или прерывистой полосы.
- Царапина – несквозное линейное повреждение в виде борозды, длина которой больше ширины.
- Риска – линейное повреждение поверхностного слоя составной части незначительной глубины и длины.
- Задир – несквозное повреждение в виде мелких разрывов материала составной части или его покрытия, глубина которых больше их ширины.
... года в 11.00 по адресу: ... экспертом ... был произведён экспертный осмотр автомобиля VOLVO С70, идентификационный номер (VIN): ..., государственный регистрационный номер ... – фото 1-6. Идентификационные номера автомобиля соответствуют данным, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Внешний осмотр автомобиля проводился с применением фотоаппарата марки Sony SLT-A58K и дополнительного увеличительного объектива марки Sony SAL50M28. Во время осмотра применялся органолептический метод.
Пробег автомобиля на момент осмотра составил 104961 км – фото 7.
На осмотре присутствовали ...
На момент начала осмотра автомобиль находился на паркинге (-1 этаж). Из-за недостаточного освещения было решено произвести осмотр автомобиля при естественном освещении. Автомобиль своим ходом выехал с паркинга на улицу, где и был произведён его экспертный осмотр. В процессе осмотра была произведена ручная мойка кузова автомобиля.
В результате осмотра автомобиля были зафиксированы следующие повреждения:
- капот – значительная деформация металла в средней и задней части (излом ребра жёсткости) с направлением сверху вниз, а также значительные задиры, потёртости, царапины и риски, как прямолинейные, так и с изгибом, на лакокрасочном покрытии (ЛКП) в средней и передней части – фото 8-15.
- царапина (потёртость) на корпусе левой форсунки омывателя ветрового стекла – фото 16.
- панель переднего бампера - задиры, потёртости, царапины и риски, как прямолинейные, так и с изгибом, на ЛКП в средней и левой части в направлении сверху вниз и горизонтально – фото 17-20.
- хромированная решётка радиатора – имеются сколы на хромированном покрытии; в верхних углах отсутствуют значительные фрагменты хромированного покрытия не связанные от падения дерева - фото 21-25.
- фара левая - царапины и риски, как прямолинейные, так и с изгибом на рассеивателе в направлении сверху вниз – фото 26-28.
- фара правая - царапины не прямолинейной формы (с изгибом) на рассеивателе в направлении сверху вниз – фото 29,30.
- крыло переднее левое - задиры, потёртости, царапины и риски, как прямолинейные, так и с изгибом, на ЛКП на всей площади в направлении сверху вниз и горизонтально – фото 31-34.
- переднее правое крыло – продольные царапины и задиры на ЛКП в верхней части – фото 35-37.
- лобовое стекло разрушено – фото 38; верхняя, передняя рама крыши и передняя поперечина крыши – значительная деформация металла в направлении сверху вниз с изломом рёбер жёсткости – фото 38,39.
- панели крыши передняя часть – значительная деформация металла в направлении сверху вниз в средней части с изломом рёбер жёсткости – фото 40-42.
- передняя левая стойка кузова - прямолинейные потёртости, царапины и риски на ЛКП в направлении сверху вниз и вдоль стойки – фото 43-45.
- передняя правая стойка кузова - прямолинейные царапины и риски на ЛКП в направлении сверху вниз – фото 46, 47.
- левая противотуманная фара – единичные горизонтальные риски на рассеивателе (внешне не свежего вида – на них пыль и грязь) – фото 48.
- правая дверь - прямолинейные задиры, царапины и риски на ЛКП в верхней и средней части в направлении сверху вниз и горизонтально – фото 49-52.
- на уплотнителе передней правой двери царапина неровной формы – фото 53.
- корпус зеркала наружного правого – потёртость, царапины на ЛКП в средней части неровной формы – фото 54.
- стекло передней правой двери – единичная вертикальная царапина – фото 55,56.
- корпус наружного левого зеркала - царапины на ЛКП в средней части вертикальной направленности – фото 57.
- левая дверь - прямолинейные задиры, царапины и риски на ЛКП в верхней, средней и нижней части в направлении сверху вниз и горизонтально – фото 58-60.
- уплотнитель передней левой двери - царапина неровной формы – фото 61.
- наружная ручка передней левой двери – сколы, царапина и потёртость ЛКП – фото 62.
- стекло передней левой двери – мелкие риски и царапины в средней части – фото 63.
- левая боковина кузова - сколы, потёртости, царапины и риски ЛКП, направленные в разные стороны – фото 64-66.
- левая боковина кузова задняя часть - потёртости, царапины и риски ЛКП прямолинейные и с изгибом, направленные в разные стороны – фото 67-69.
- заднее левое крыло – сколы, потёртости, царапина и риски ЛКП прямолинейные и с изгибом, направленные в разные стороны – фото 70-74.
- заднее стекло - мелкие вертикальные риски и царапины в левой и средней части – фото 75,76.
- правая боковина кузова - потёртости, царапины и риски ЛКП прямолинейной и извилистой формы – фото 77-81.
- крышка багажника - потёртости, царапины и риски ЛКП прямолинейной и извилистой формы по всей площади – фото 82-86.
- крышка багажника установлена с перекосом в своём проёме – фото 87.
- заднее правое крыло - потёртости, царапины и риски ЛКП прямолинейной и извилистой формы в верхней и средней части – фото 88-90.
- задняя правая боковина - потёртости, царапины и риски ЛКП прямолинейной и извилистой формы – фото 91, 92.
- панель крыши средняя часть – деформация металла в передней части в направлении сверху вниз; потёртости, царапины и риски по всей площади – фото 93.
- задний левый фонарь (наружный и внутренний) – потёртости, царапины и риски на рассеивателе разной направленности и формы – фото 94-97.
- задняя часть крышки багажника - потёртости, царапины и риски ЛКП прямолинейной и извилистой формы – фото 98-101.
- задний правый фонарь (наружный и внутренний) – единичные потёртости, царапины и риски на рассеивателе разной направленности и формы – фото 102-104.
- панель заднего бампера – две продольные царапины в нижней части – фото 105,106.
- антенна (на заднем правом крыле) – потертости на материале штока – фото 107.
- царапины и риски на накладке (обтекателе) перед панелью приборов – фото 108.
- облицовка водоотводного короба между капотом и лобовым стеклом – потёртости и царапины - фото 109.
- рычаги стеклоочистителей (правый, левый) лобового стекла – потёртости и царапины – фото 110, 111.
- передняя верхняя панель салона (облицовка обтекателя) – разрушение с разрывом материала в левой части – фото 112.
- солнцезащитный козырёк водителя – разрушение крепления – фото 113.
- приборная панель – прокол (пробой) материала в районе рулевого колеса – фото 114,115.
- внутреннее зеркало салона – сколы и риски на окантовке корпуса – фото 116.
- обод рулевого колеса – повреждение в виде мелких сколов материала – фото 117.
- кожаные обивки подушек сидения водителя и пассажира – единичные царапины материала; все подушки передних сидений в фрагментах разбитого стекла; на подушке сидения водителя зафиксировано сквозное отверстие (прокол) кожаного материала – фото 118-120.
- на кожаной обивки подлокотника между сидениями водителя и пассажира – единичные потёрстости и царапины – фото 121,122.
- ручки стояночного тормоза и переключения передач – единичные разрезы и задиры; данные повреждения загрязнены (старые повреждения) – фото 123, 124.
В рамках экспертизы были изучены фотографии, на которых изображен исследуемый автомобиль после того, когда на него упало дерево – фото 125-128.
Как видно из представленных фотографий дерево большого размера упало со стороны передней части автомобиля на его капот и крышу. Ствол дерева расположен в левой передней части и далее слева направо вдоль всего автомобиля под некоторым углом относительно его продольной оси. Ствол, сучья и ветки дерева имеют контактное взаимодействие с деталями передней, левой, правой частями автомобиля, панелью крыши. Фото задней части автомобиля отсутствуют (сразу за автомобилем находится здание). В салоне автомобиля видны стёкла от разбитого лобового стекла.
В исковом заявлении указано следующее – «в результате падения дерева и последующими работами по его уборке и распилу специалистами, квалификация которых вызывает большие сомнения, мой автомобиль получил значительные механические повреждения….».
Учитывая размеры упавшего дерева и его расположение на исследуемом автомобиле после падения, а также возможно не квалифицированные работы по его распилу и уборки (как указывает истец), повреждения на исследуемом автомобиле соответствуют заявленным в иске обстоятельствам.
Учитывая фотографии с упавшим на исследуемый автомобиль деревом, а также расположение (в основном в верхней и средней части кузова), направленность и характер повреждений (деформации, направленные сверху вниз; разрушения; задиры, потёртости, царапины и риски прямолинейной формы и с изгибом, направленные сверху вниз) на осмотренном экспертом автомобиле, можно констатировать, что от упавшего дерева он получил повреждения следующих деталей: капот, панель переднего бампера, решётка радиатора, рассеиватели передних фар, корпус левой форсунки омывателя ветрового стекла, передние крылья, передние стойки кузова, облицовка водоотводного короба между капотом и лобовым стеклом, левая и правая двери со стёклами и уплотнителями, наружная ручка левой двери, корпус наружных зеркал, правая и левая боковина средняя и задняя часть, верхняя, передняя рама крыши и передняя поперечина крыши, лобовое стекло, панель крыши передняя и средняя, задние крылья, крышка багажника, задние фонари (внутренний и наружный) правый и левый, антенна на заднем правом крыле, передняя верхняя панель салона (облицовка обтекателя), рычаги стеклоочистителей (правый, левый) лобового стекла, солнцезащитный козырёк водителя, приборная панель и её передний обтекатель, обод рулевого колеса, внутреннее зеркало салона, кожаные обивки подушек сидения водителя и пассажира, кожаная обивка подлокотника между сидениями водителя и пассажиром.
Расчёт стоимости восстановительного ремонта исследуемого автомобиля будет выполнен согласно «Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки, ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, Москва 2018».
При расчёте стоимости восстановительного ремонта не будут учитываться следующие повреждения деталей: - ручки стояночного тормоза и переключения передач – повреждения старые и были поручены ранее до падения дерева; - решётка радиатора - хромированное покрытие с отсутствием значительных фрагментов было повреждено до падения дерева, поэтому производить замену решётки по наличию на ней сколов технически неверно; - левая противотуманная фара (на вид старые повреждения) и панель заднего бампера – риски и царапины на данных деталях являются горизонтальными, а не вертикальными; повреждения являются единичными и находятся в месте, где вокруг них и на смежных деталях повреждения отсутствуют.
При расчёте стоимости восстановительного ремонта будут произведены следующие работы: капот – замена + окраска новой детали, панель переднего бампера – наружная окраска детали, рассеиватели передних фар – замена фар, корпус левой форсунки омывателя ветрового стекла - замена, переднее правое крылья – наружная окраска детали, переднее левое крыло – наружная окраска детали; левая и правая боковина кузова – наружная окраска детали, облицовка водоотводного короба между капотом и лобовым стеклом - замена, левая и правая двери – наружная окраска детали, стекло передней левой и правой двери – замена, уплотнители стекла передней левой и правой двери – замена, наружная ручка левой двери – наружная окраска детали, корпуса наружных зеркал – наружная окраска детали, верхняя, передняя рама крыши и передняя поперечина крыши – замена + окраска новой детали, лобовое стекло - замена, передняя панель крыши – замена, панель крыши средняя часть – ремонт 4 ч + окраска ремонтной детали, задние крылья – наружная окраска детали, крышка багажника – наружная окраска детали + с/у и подгонка по проёму – 1 ч, задние фонари (внутренний и наружный) правый и левый - замена, антенна на заднем правом крыле - замена, верхняя панель салона (облицовка обтекателя) - замена, рычаги стеклоочистителей (правый, левый) лобового стекла - замена, солнцезащитный козырёк водителя - замена, приборная панель и его передний обтекатель - замена, рулевое колесо - замена, внутреннее зеркало салона - замена, кожаные обивки подушек сидения водителя и пассажира - замена, кожаная обивка подлокотника между сидениями водителя и пассажиром - замена.
Срок эксплуатации исследуемого автомобиля (2010 года выпуска) на момент проведения экспертизы более 10 лет (гарантийный период закончен). Исходя из этого, стоимость нормо-часа будут приняты по расценкам специализированных сервисов и среднерыночных цен в Московском регионе. Средняя стоимость нормо-часа на кузовные, малярные, арматурные и слесарные работы на автомобили марки «VOLVO» в Московском регионе на май 2023 года указана в таблице №1.
Таблица №1
Средняя стоимость нормо-час на кузовные, малярные, арматурные и слесарные работы на автомобили марки «VOLVO» в Московском регионе на май 2023 года составит: (1600+1200+1000+1600+1500)/5=1380 руб.
Расчёт стоимости восстановительного ремонта (трудоёмкость работ и стоимость запасных частей) выполнен по программному комплексу «Audatex» (AudaPadWeb) - идентификационный номер 439531.
Стоимость восстановительного ремонта автомобиля VOLVO С70, идентификационный номер (VIN): ..., государственный регистрационный номер ... без учёта износа в результате повреждений, полученных от падения дерева ... (и возможными последующими работами по его уборке и распилу) на ... составляет 1018171 руб. (Один миллион восемнадцать тысяч сто семьдесят один руб.).
Вопрос №1. Соответствуют ли повреждения транспортного средства марки «Вольво С70», гос. рег. знак ..., заявленным в иске обстоятельствам?
Ответ №1. Повреждения на автомобиле VOLVO С70, идентификационный номер (VIN): ..., государственный регистрационный номер ... соответствуют заявленным в иске обстоятельствам.
Вопрос №2. Какие повреждения были причинены транспортному средству «Вольво С70», гос. рег. знак ..., в результате падения дерева ... г.?
Ответ №2. Повреждения, которые были причинены автомобилю VOLVO С70, идентификационный номер (VIN): ..., государственный регистрационный номер ..., в результате падения дерева ... г., указаны в исследовании.
Вопрос №3. С учётом ответов на первые два вопроса – Какова стоимость восстановительного ремонта без учёта износа транспортного средства марки «Вольво С70», гос. рег. знак ..., в результате падения дерева ... г.?
Ответ №3. С учётом ответов на первые два вопроса, стоимость восстановительного ремонта автомобиля VOLVO С70, идентификационный номер (VIN): ..., государственный регистрационный номер ... без учёта износа, в результате повреждений, полученных от падения дерева ... г.. на ... г. составляет 1018171 руб. (Один миллион восемнадцать тысяч сто семьдесят один руб.).
Эксперт ... .