Экспертиза лакокрасочного покрытия кузова автомобиля Toyota Camry

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

№ .../16

«28» января 2016 г.

15.01.2016 г. ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и гр. ... заключили договор №.../16 на проведение исследования лакокрасочного покрытия автомобиля ..., государственный регистрационный знак ..., идентификационный номер (VIN) ... .

На разрешение исследования поставлены вопросы:
1. Имеются ли недостатки в лакокрасочном покрытии автомобиля?
2. Какова их причина (производственная или эксплуатационная)?

Исследование поручено специалисту ..., имеющей высшее химико-технологическое образование, экспертную специальность 10.2 «Исследование лакокрасочных материалов и покрытий», стаж экспертной работы по указанной специальности с 2007 года, общий стаж экспертной работы с 2004 года.

26.01.2016 для осмотра был представлен автомобиль марки ... (далее «автомобиль») - фото 3,4, государственный регистрационный знак ..., идентификационный номер (VIN) ... (фото 1).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 1. Идентификационный номер (VIN) автомобиля ... .

Пробег автомобиля на момент осмотра составляет 66614 км (фото 2).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 2. Пробег автомобиля «...» на момент осмотра.

Осмотр автомобиля проведен на открытой площадке по адресу: г. Москва, ... в присутствии собственника автомобиля – ... .

При проведении исследования использована следующая научно-методическая литература и нормативно-техническая документация:
1. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей «Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов и покрытий», вып. 2, ВНИИСЭ, М.: 1989 гг.
2. ГОСТ 9.032-74 (с изменениями 76, 80 и 89 гг.). Покрытия лакокрасочные. Группы. Технические требования и обозначения. М.: 1991.
3. Методическое руководство для экспертов и судей. «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации». РФЦСЭ М.: 2006 г.
4. ГОСТ 23852-79. Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам.
5. Лакокрасочные материалы и покрытия. Теория и практика. пер. с англ./под ред. Р. Ламбурна/ СПб. Химия: 1991 г.
6. ГОСТ 9.072-89. ЕСЗ КС. Покрытия лакокрасочные. Термины и определения.
7. ГОСТ 9.407-84 Единая система защита от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида.
8. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия, требования и определения.
9. Карякина М.И. Испытание лакокрасочных материалов и покрытий. – М.: Химия, 1988г.
10. Синельников А.Ф., Лосавио С.К. и др. Кузова легковых автомобилей: техническое обслуживание и ремонт. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2004.
11. П. Керкхофф, Г. Хааген. Каталог повреждений лакокрасочных покрытий. – М.: Издательский дом «Третий Рим», 2004.
12. Методические рекомендации «Криминалистическая экспертиза современных автомобильных лакокрасочных покрытий». ЭКЦ МВД РФ, М.: 1998 г.
13. ГОСТ 28246-2006. Материалы лакокрасочные. Термины и определения.
14. Г.Л. Грановский. Основы трасологии. М., Наука, 2006 г. (второе издание).
15. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей".

Основные термины и определения, используемые при составлении заключения:

Согласно ГОСТу 15467 [8]:
Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Явный дефект – дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
Скрытый дефект – дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
Устранимый дефект – дефект, устранение которого технически и экономически целесообразно.
Неустранимый дефект – дефект, устранение которого технически или экономически нецелесообразно.

Согласно ГОСТу 9.072 [6]:
Отслаивание лакокрасочного покрытия - это разрушение пленки с нарушением сцепления лакокрасочного покрытия с окрашиваемой поверхностью или нижележащим слоем.
Вздутие лакокрасочного покрытия – нарушение адгезии лакокрасочного покрытия с окрашиваемой поверхностью или нижележащими слоями с сохранением ее целостности.
Пузыри на лакокрасочном покрытии – местное вздутие, образующееся при эксплуатации лакокрасочного покрытия под воздействием внешних факторов.
Примечание. Пузыри могут образовываться также при окрашивании при нарушении технологического процесса.
Адгезия лакокрасочного покрытия – прочность сцепления между пленкой лакокрасочного покрытия и окрашиваемой поверхностью и между слоями в системе лакокрасочного покрытия.

Согласно ГОСТу 28246-2006 [14]:
Шагрень лакокрасочного покрытия – эффект, при котором поверхность лакокрасочного покрытия приобретает характерную текстуру кожуры апельсина.
Отслаивание лакокрасочного покрытия - самопроизвольное отделение некоторых участков лакокрасочного покрытия от окрашиваемой поверхности вследствие потери адгезии.

Исследование включало внешний осмотр лакокрасочного покрытия (ЛКП) и декоративных элементов кузова автомобиля, микроскопическое и микрохимическое исследование отобранных образцов ЛКП.

1. Внешний осмотр

Внешний осмотр автомобиля проводился на открытой площадке, в солнечную погоду, при естественном дневном освещении, визуально и в поле зрения бинокулярной лупы с 7-х кратным увеличением, с применением измерительной линейки с ценой деления 1 мм и следующего оборудования: - цифрового фотоаппаратов «Nikon Coolpix S6500»; - толщиномера «Minitest 600 B-FN, FN» (фирма ElektroPhysik, Германия) с погрешностью измерений ± 2 мкм (±3%).

С целью определения общего состояния ЛКП кузова данного автомобиля было проведено исследование внешнего (наружного) слоя ЛКП для установления его соответствия требуемым параметрам, включая цвет, гладкость, отсутствие посторонних включений (сорности), разноотеночности (разнотона) и явления «шагрени» на поверхности наружного слоя, а также нахождение значений толщины системы ЛКП в требуемом диапазоне допусков.

В результате внешнего осмотра установлено следующее.

ЛКП кузова автомобиля имеет белый цвет с эффектом «перламутр» (фото 3,4).

  • Дефекты лакокрасочного покрытия
    Фото 3. Внешний вид автомобиля (вид спереди).
    Дефекты лакокрасочного покрытия
    Фото 4. Внешний вид автомобиля (со стороны крышки багажника).

На лицевых поверхностях, ответственных за внешний вид автомобиля, оно глянцевое, ровное, без волнистости и потеков, с незначительной шагренью.

На левой и правой передних дверях - на верхнем лаковом слое – единичные наслоения, в виде брызг, вещества черного цвета (фото 5). Выявленные повреждения в виде наслоений на ЛКП постороннего вещества черного цвета носят эксплуатационный характер.

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 5. Внешний вид единичных наслоений вещества черного цвета на лакокрасочном покрытии автомобиля.

Практически на всех лицевых поверхностях кузова автомобиля (включая передний и задний бампера, изготовленные из полимерного материала) имеются мелкие, точечные (диаметром ~ 1 мм) наслоения красно-коричневого цвета, похожие на ржавчину («рыжая сыпь») (фото 6). Эти наслоения с трудом удаляются механическим путем. Указанные наслоения вызваны, вероятно, частицами железа и его окислов, попадающими на поверхность покрытия автомобиля вместе с атмосферной пылью при хранении автомобилей на стоянках и открытых площадках. В дальнейшем при воздействии влаги, перепада температур, дождя, окислов, солнечной радиации частицы начинают корродировать и сцепляться с поверхностью лакокрасочного покрытия. Выявленные повреждения в виде наслоений на ЛКП железосодержащих частиц с продуктами коррозии металла (ржавчиной) носят эксплуатационный характер.

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 6. Внешний вид наслоений красно-коричневого цвета, похожих на ржавчину («рыжая сыпь») на лакокрасочном покрытии автомобиля.

Других признаков постороннего внешнего воздействия, а также признаков термического воздействия и химического воздействия агрессивных реагентов или органических растворителей на лакокрасочном покрытии кузова не имеется [12].

На переднем и заднем бамперах, капоте, дверце лючке бензобака и левом переднем крыле имеются повреждения в виде сколов, как поверхностных, так и до металлической подложки (фото 7-9). В местах многих сколов наблюдается обнаженная металлическая поверхность с наслоениями красно-коричневого цвета, похожими на наслоения продуктов коррозии металла (фото 8).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 7. Внешний вид типичных сколов на капоте автомобиля.

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 8. Внешний вид типичных сколов с наслоениями красно-коричневого цвета, похожими на наслоения продуктов коррозии, на обнаженной поверхности металла на автомобиле.

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 9. Внешний вид типичных сколов на дверце лючке бензобака автомобиле.

На переднем бампере и левой задней двери автомобиля имеются повреждения в виде царапин до подложки (полимерной и металлической) (фото 10,11).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 10. Внешний вид типичных царапин до полимерной подложки на автомобиле.

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 11. Внешний вид типичных царапин до металлической подложки на автомобиле.

Выявленные повреждения также носят эксплуатационный характер и возникли в результате динамического воздействия, превышающего предел прочности ЛКП.

На левой передней и задней дверях имеются повреждения в виде вмятин (фото 12).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 12. Внешний вид типичных царапин до металлической подложки на автомобиле.

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 13. Внешний вид типичных царапин до металлической подложки на автомобиле.

Других видимых деформаций металла кузова не имеется.

Результаты измерений толщины ЛКП различных кузовных деталей исследуемого автомобиля отражены в нижеследующей таблице. Толщина измерена согласно [1,3].

Результаты замера толщины ЛКП.

№ п/п Наименование панели кузова, мкм Толщина ЛКП, мкм
1 Капот 262; 270; 266; 260; 260; 286
2 Левое переднее крыло 103, 97; 95; 88; 81; 97
3 Левая передняя дверь 104; 115; 96; 100; 107; 102
4 Левая задняя дверь 101; 112; 119; 103; 102; 92
5 Левое заднее крыло и боковина Передняя часть боковины – 168; 169; 172; Центральная часть боковины и крыло – 101; 104; 100; 102; 122; 102; 127; 94
6 Крышка багажника 142; 135; 122; 161; 152; 144
7 Правое заднее крыло и боковина 121; 124; 132; 104; 111; 104; 105; 100; 111; 100; 105
8 Правая задняя дверь 102; 102; 82; 96; 104; 101
9 Правая передняя дверь 94; 110; 107; 98; 111; 102
10 Правое переднее крыло 100; 101; 117; 99; 94; 92
11 Крыша 222; 191; 191; 228; 192; 222; 195; 181; 194

Как показывает анализ данных, представленных в таблице, значения толщины лакокрасочного покрытия кузова автомобиля соответствуют допустимым заводским значениям [3,5,10,13], кроме значений толщины ЛКП крыши, капота, левой передней стойки и крышки багажника.

Значения толщины лакокрасочного покрытия крыши, капота, левой передней стойки и крышки багажника завышены, по сравнению с остальными элементами кузова.

Согласно представленной в распоряжение специалиста информации (Заказ-наряд № 210796 от 29.01.2013 г., Заказ-наряд № 478637 от 17.09.2015 г.) указанные элементы подвергались ремонтно-восстановительным работам.

Кроме эксплуатационных механических повреждений (сколы, царапины, вмятины) на кузове имеются очаги разрушения (повреждения) лакокрасочного покрытия следующего вида:
- на левой передней стойке (в центральной части, над резиновым уплотнителем) – два локальных вздутия («пузыря»), вероятно верхних слоев, размером около 2-3 мм каждое (фото 14). ЛКП в области вздутий деформируется при нажатии (продавливаются), т.е. адгезия (сцепление) покрытия к нижележащим слоям системы ЛКП в очагах разрушения отсутствует.

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 14. Внешний вид разрушений ЛКП в виде вздутий на левой передней стойке (в центральной части) автомобиля.

- на крыше (по кромке вдоль лобового стекла) – с левой стороны очаг коррозионного разрушения с частично отслоившемся фрагментом ЛКП до металлической подложки, с наслоениями красно-коричневого цвета, похожими на наслоения продуктов коррозии, размером ~ 5 мм (фото 15).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 15. Внешний вид разрушений ЛКП в виде коррозионных разрушений на крыши (по кромки над лобовым стеклом) автомобиля.

Края ЛКП в области повреждений легко поднимаются иглой, т.е. адгезия (сцепление) покрытия к металлической подложке в очагах разрушения отсутствует.

В местах с отслоившимся в центре фрагментом покрытия наблюдается обнаженная металлическая поверхность с наслоениями красно-коричневого цвета, похожими на наслоения продуктов коррозии металла.

Наличие наслоений красно-коричневого цвета в области отслоившегося фрагмента покрытия, как правило, свидетельствует о длительности внешнего воздействия и значительного периода времени образования указанных повреждений. Однако, согласно Заказ-наряд № 478637 от 17.09.2015 г. крыша автомобиля перекрашивалась в виду наличия ее ЛКП дефектов в виде коррозионных повреждений.

Каких-либо динамических следов в виде трасс или иных следов, свидетельствующих о механическом воздействии, не имеется.

Также в левой и центральной частях крыши (по кромке вдоль резинового уплотнителя) – вероятно, не устранённое при проведении ремонтно-восстановительных работ, линейное повреждение ЛКП (порез) длиной более 20 мм, шириной ~ 0,5 мм, вокруг которого имеются потеки (наслоения) вещества красно-коричневого цвета, похожими на наслоения продуктов коррозии. Указанное повреждение возникло, вероятно, в результате замены лобового стекла.
- на капоте (в основном в нижней части) – множественные (более 10 штук) вскрытые и невскрытые мелкие (до 0,5 мм) локальные вздутия («пузыри») размерами ~ 1х1 мм (фото 16). В местах вскрытых вздутий (с частично отслоившемся фрагментом ЛКП до металлической подложки) на металлической подложке наблюдаются наслоения вещества красно-коричневого цвета, похожие на наслоения продуктов коррозии.

Края ЛКП в области отслаивания (повреждений) легко поднимаются иглой, т.е. адгезия (сцепление) покрытия к металлической подложке в очаге разрушения отсутствует.

Наличие наслоений красно-коричневого цвета в области отслоившегося фрагмента покрытия свидетельствует о длительности внешнего воздействия и значительного периода времени образования указанных повреждений.

Дефекты лакокрасочного покрытия

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 16. Внешний вид повреждений (вскрытых и невскрытых вздутий) на капоте автомобиля.

Повреждения (вскрытые вздутия) - неправильной углоообразной формы, наблюдается «минус» верхнего слоя материала. Вокруг повреждения имеется участок округлой формы с измененной окраской лакокрасочного покрытия.

Края повреждения неровные, в виде выступов и впадин, несколько приподняты над нижним слоем материала, поверхность которого в значительной степени корродированна. На краях повреждения имеются микроучастки расслоения и растрескивания верхнего слоя материала.

Каких-либо линейных (динамических) следов в виде трасс или иных следов, свидетельствующих о механическом воздействии, не имеется.

Установленные признаки являются общими родовыми и свидетельствуют о том, что данное повреждение является растрескиванием, и было образовано в результате внутреннего воздействия, то есть приложение силы было направлено изнутри со стороны грунта лакокрасочного покрытия в направлении верхнего слоя материала.

Для дальнейшего микроскопического исследования ЛКП автомобиля были отобраны образцы лакокрасочного покрытия с участков покрытия с дефектами и очагами разрушения: с крыши (в области очага коррозионного разрушения) – 1 образец; с левой стойки (в области вздутия) – 1 образец; с капота (в областях вздутий) – 2 образца.

Экспертом отмечается, что после отбора фрагмента (образца) ЛКП с крыши на металлической подложке под лакокрасочным покрытием наблюдаются наслоения вещества красно-коричневого цвета, похожие на наслоения продуктов коррозии металла (фото 17б).

Места после отбора образцов ЛКП представлены на фото 17 (а-г).

  • Дефекты лакокрасочного покрытия
    а - левая передняя стойка.
    Дефекты лакокрасочного покрытия
    б - крыша.
  • Дефекты лакокрасочного покрытия
    в - капот.
    Дефекты лакокрасочного покрытия
    г - капот.

2. Микроскопическое и микрохимическое исследование образцов ЛКП автомобиля

Отобранные при внешнем осмотре образцы ЛКП автомобиля исследовались в поле зрения стерео микроскопа Olimpus SZX16 в отраженном свете при искусственном освещении и увеличении 10÷160х. Цветовой тон слоев покрытия указан таким, каким он воспринимается в поле зрения микроскопа.

Микрофотосъемка проводилась с помощью микроскопа Olimpus SZX16, оснащенного цифровой цветной FireWire камерой Olimpus SC30, в комплекте, физическое разрешение 2048х1532 Olimpus SC30 Digital Cam & SW Kit и микроскопа Leica M205С, оснащенного цифровой цветной FireWire камерой Leica DFC495, в комплекте, физическое разрешение 2592х1944 Leica DFC495 Digital Cam & SW Kit.

В результате микроскопического исследования установлено следующее.

2.1. Лакокрасочное покрытие крыши состоит из пяти слоев (нумерация ведется от нижнего слоя грунта). Нижний (первый) слой – грунт серого цвета - матовый, ровный, мелкодисперсный, среднетвердый, плотный, толщина ~ 54 мкм. Второй слой – грунт белого цвета – матовый, ровный, мелкодисперсный, эластичность и мягкость средней степени, толщиной ~ 28-35 мкм. Третий слой – эмаль белого цвета - полуглянцевый, ровный, среднеэластичный, среднетвердый, толщиной ~ 14 мкм. Четвертый слой – лак – прозрачный, с многочисленными мелкими блестящими включениями, глянцевый, ровный, среднеэластичный, среднемягкий, имеет гомогенную структуру, толщиной ~ 42 мкм. Пятый (верхний) слой – прозрачный, глянцевый, ровный, среднеэластичный, среднемягкий, имеет гомогенную структуру, толщиной ~ 14-28 мкм.

2.2. На нижней поверхности нижнего слоя грунта имеются многочисленные разнонаправленные трассы – отпечаток следов шлифовки металла (фото 18).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 18. Наслоения вещества красно-коричневого цвета на нижней поверхности частиц покрытия крыши, отобранных в области образования коррозионного разрушения на крыше, и отпечаток следов шлифовки металла на нижней поверхности нижнего слоя грунта – указано стрелкой (увеличение 25х).

2.3. Поры и включения в слоях и между слоями отсутствуют, степень межслойной адгезии (сцепление) между слоями системы покрытия – средняя.

Комплекс выявленных при микроскопическом исследовании отобранных образцов ЛКП свойств соответствует ремонтной окраске [12].

2.4. На некоторых образцах ЛКП, отобранных с крыши, на нижней поверхности нижнего грунта имеются фрагменты (остатки) грунта серого цвета от заводской системы ЛКП, вероятно не полностью удаленного при проведении ремонтных работ (фото 19).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 19. Фрагменты (остатки) грунта серого цвета от заводской системы ЛКП, вероятно не полностью удаленного при проведении ремонтных работ, на нижней поверхности нижнего грунта ЛКП крыши.

2.5. На нижней поверхности частиц покрытия, отобранных с крыши, имеются наслоения вещества красно-коричневого и черного цветов (продукты коррозии – ржавчины) (фото 18,20).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 20. Наслоения вещества красно-коричневого цвета на нижней поверхности частиц покрытия крыши, отобранных в области образования коррозионного разрушения (увеличение 40х).

2.7. При микроскопическом исследовании поверхности микрочастиц установлено, что частицы имеют выпуклую форму (фото 20), т.е. повреждение ЛКП представляет собой вздутие верхнего слоя материала несколько «кольцеобразной» формы, в центе повреждения имеется неповрежденный участок округлой формы, на краях частиц имеются микроучастки расслоения и растрескивания верхнего слоя материала (фото 21). Нижняя поверхность частиц неровная, напоминает «зернистую» структуру металла, на ней имеются микронаслоения постороннего вещества красно-бурого цвета, похожего на коррозию.

Каких-либо линейных (динамических) следов в виде трасс или иных следов, свидетельствующих о механическом воздействии, не имеется.

Установленные признаки свидетельствуют о том, что данное повреждение является вздутием, и было образовано в результате внутреннего воздействия, то есть приложение силы было направлено изнутри со стороны грунта лакокрасочного покрытия в направлении верхнего слоя материала.

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 21. На краях частиц - микроучастки расслоения и растрескивания верхнего слоя материала, т.е. приложение силы было направлено изнутри со стороны грунта лакокрасочного покрытия в направлении верхнего слоя материала (увеличение 40х).

2.8. Лакокрасочное покрытие левой передней стойки состоит из пяти слоев (нумерация ведется от нижнего слоя грунта). Частица, отобранная в области вздутия, имеет выпуклую (каплевидную) форму (фото 22). Нижний (первый) слой – грунт темно-серого (почти черный) цвета с многочисленными мелкими блестящими ключениями. Второй слой – грунт белого цвета. Третий слой – эмаль белого цвета. Четвертый слой – лак – прозрачный, с многочисленными мелкими блестящими включениями. Пятый (верхний) слой - прозрачный.

2.9. На нижней поверхности нижнего слоя грунта имеются многочисленные разнонаправленные трассы – отпечаток следов шлифовки металла (фото 23).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 22. Выпуклая (каплевидная) форма частицы, отобранной в области вздутия (увеличение 25х).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 23. Отпечаток следов шлифовки металла на нижней поверхности нижнего слоя грунта (увеличение 25х).

2.10. Поры и включения в слоях и между слоями отсутствуют, степень межслойной адгезии (сцепление) между слоями системы покрытия – средняя.

Комплекс выявленных при микроскопическом исследовании отобранных образцов ЛКП свойств соответствует ремонтной окраске [12].

2.11. Лакокрасочное покрытие капота состоит из пяти слоев (нумерация ведется от нижнего слоя грунта). Частица, отобранная в области вздутия, имеет выпуклую форму. Нижний (первый) слой – грунт темно-серого (почти черный) цвета с многочисленными мелкими блестящими включениями. Второй слой – грунт белого цвета. Третий слой – эмаль белого цвета. Четвертый слой – лак – прозрачный, с многочисленными мелкими блестящими включениями. Пятый (верхний) слой - прозрачный.

2.12. На нижней поверхности частиц покрытия, отобранных с капота, имеются наслоения вещества красно-коричневого цвета (продукты коррозии – ржавчины) (фото 24).

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 24. Наслоения вещества красно-коричневого цвета на нижней поверхности частиц покрытия капота, отобранных в области образования коррозионного разрушения (увеличение 40х).

2.13. При микроскопическом исследовании поверхности микрочастиц установлено, что частицы имеют выпуклую форму, т.е. повреждение ЛКП представляет собой вздутие верхнего слоя материала несколько «кольцеобразной» формы, в центре повреждения имеется неповрежденный участок округлой формы, на краях частиц имеются микроучастки расслоения и растрескивания верхнего слоя материала (фото 25). Нижняя поверхность частиц неровная, напоминает «зернистую» структуру металла, на ней имеются микронаслоения постороннего вещества красно-бурого цвета, похожего на коррозию.

Каких-либо линейных (динамических) следов в виде трасс или иных следов, свидетельствующих о механическом воздействии, не имеется.

Установленные признаки свидетельствуют о том, что данное повреждение является вздутием, и было образовано в результате внутреннего воздействия, то есть приложение силы было направлено изнутри со стороны грунта лакокрасочного покрытия в направлении верхнего слоя материала.

Дефекты лакокрасочного покрытия

Фото 25. На краях частиц - микроучастки расслоения и растрескивания верхнего слоя материала, т.е. приложение силы было направлено изнутри со стороны грунта лакокрасочного покрытия в направлении верхнего слоя материала (увеличение 40х).

2.14. При микрохимическом исследовании поверхности нижнего слоя грунта образцов лакокрасочного покрытия с наслоениями красно-коричневого цвета, похожими на ржавчину, получена положительная реакция на ион железа с помощью раствора соляной кислоты и желтой кровяной соли (окрашивание в голубой цвет), что подтверждает наличие продуктов коррозии металла (ржавчины) на нижней поверхности образцов лакокрасочного покрытия [3].

Оценивая результаты проведенного исследования в совокупности, специалист констатирует следующее.

1. Лакокрасочное покрытие кузова автомобиля марки ………………. (далее «автомобиль»), государственный регистрационный знак государственный регистрационный знак …………….., идентификационный номер (VIN) ……………………. имеет белый цвет с «перламутр» эффектом. На лицевых поверхностях, ответственных за внешний вид автомобиля, оно глянцевое, ровное, без волнистости и потеков, с незначительной шагренью.

2. По совокупности признаков, выявленных при внешнем осмотре и микроскопическом исследовании, специалист отмечает следующее.

Лакокрасочное покрытие кузова представленного автомобиля сформировано, комплексно по заводской и ремонтной технологии.

3. На поверхности лакокрасочного покрытия деталей кузова представленного автомобиля имеются следующие повреждения и очаги разрушения покрытия:

3.1. сколы, царапины, вмятины, наслоения постороннего веществ - эксплуатационные дефекты. Их локализация описана во Внешнем осмотре.

3.2. на крыше (по кромке над лобовым стеклом) и нижней части капота - повреждения покрытия в виде очагов коррозии, вскрытых вздутий («пузырей»), которые являются следствием протекающей очаговой подпленочной коррозии металлической подложки.

Образование указанных дефектов на указанных элементах автомобиля является результатом протекающих подпленочных коррозионных процессов. Выявленные дефекты носят производственный характер, так как произошли самопроизвольно.

На самопроизвольный характер пузыреобразования указывает отсутствие следов каких-либо механических воздействий на покрытие в местах их появления (очаги коррозии и невскрытые вздутия («пузыри»).

Суммируя вышеизложенное специалист считает необходимым пояснить следующее. Выявленные при исследовании указанных элементов представленного автомобиля дефекты (очаги коррозии, вздутия («пузыри»)) являются следствием скрытых производственных дефектов [5,9,10], которые проявились в процессе эксплуатации, именно в процессе, а не в результате эксплуатации. Эти дефекты возникают без механического воздействия на лакокрасочное покрытие, превышающего предел его прочности. При этом необходимо учесть, что даже если бы изначально лакокрасочное покрытие было бы механически повреждено, оно должно иметь свойство сопротивляться распространению повреждения, коррозии и отслаиванию покрытия [7].

На характер коррозионных процессов, протекающих на защищенном лакокрасочным покрытием металле, влияет большое количество факторов, начиная от качества поверхности используемого металла, качества применяемых лакокрасочных материалов и заканчивая многочисленными технологическими параметрами формирования лакокрасочного покрытия. Поэтому в рамках экспертного исследования конкретного автомобиля причина протекания коррозионных процессов не может быть установлена.

3.3. Следует отметить, что согласно представленной в распоряжение специалиста документации (...) лакокрасочное покрытие указанных элементов – крыши и капота подвергалось ремонтно-восстановительным работам по причине наличия дефектов в виде коррозионных разрушений.

Проведенное ранее ремонтное восстановление ЛКП крыши и капота не привело к устранению производственных дефектов, т.к. очаги коррозионных разрушений проявились повторно и в короткие сроки – на крыше (менее 6 месяцев!).

Таким образом, выявленные дефекты в виде очагов коррозионных разрушений возникли повторно после их устранения, т.е. проявляются неоднократно и являются неустранимыми дефектами.

Согласно Закона о защите прав потребителя: «Неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки является существенным».

3.4. На левой передней стойке - повреждения ЛКП в виде двух локальных вздутий («пузырей») ЛКП. Причиной выявленного дефекта является влага, либо содержащаяся в наносимом лакокрасочном материале, либо не до конца удаленная с обрабатываемой поверхности [5,9,10].

Выявленный дефект в виде локальных вздутий («пузырей») ЛКП левой передней стойки является следствием скрытого дефекта, обусловленного проведением ремонтно-восстановительных работ.

На основании вышеизложенного, специалист приходит к следующим выводам:

ВЫВОДЫ

1, 2. На лакокрасочном покрытии кузова автомобиля марки «...», государственный регистрационный знак ... , идентификационный номер (VIN) ... имеются следующие дефекты (повреждения):
- на крыше и капоте - скрытые производственные дефекты, проявившиеся в процессе эксплуатации и приведшие к разрушению лакокрасочного покрытия в виде вскрытых вздутий и очагов коррозионного разрушения, образовавшихся в результате протекания коррозионных процессов под лакокрасочным покрытием. Выявленные дефекты в виде очагов коррозионных разрушений на крыше и капоте возникли повторно после их устранения, т.е. проявляются неоднократно и являются неустранимыми дефектами.
- на левой передней стойке – скрытый дефект, обусловленный проведением ремонтно-восстановительных работ, и приведший к разрушению лакокрасочного покрытия в виде двух локальных вздутий («пузырей») лакокрасочного покрытия.

На поверхности лакокрасочного покрытия деталей кузова представленного автомобиля имеются также сколы, царапины, вмятины, наслоения постороннего вещества - эксплуатационные дефекты. Их локализация описана во Внешнем осмотре.

Специалист ...




Вернуться к списку автоэкспертиз


Виды проводимых автоэкспертиз

Оставить заявку

Онлайн заявка

Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос автоэкспертизе и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос