Экспертиза разнотона ЛКП окрашенного кузова автомобиля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

№ ...

... ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор №28/23 на проведение исследования лакокрасочного покрытия автомобиля Форд Эксплорер, VIN ... .

На разрешение исследования поставлен следующий вопрос:
1. Имеется ли разнотон лакокрасочного покрытия на деталях кузова автомобиля?

Используемая литература:

При проведении исследования использована следующая научно-методическая литература и нормативно-техническая документация:
1. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей «Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов и покрытий», вып. 2, ВНИИСЭ, М.: 1989 гг.
2. ГОСТ 9.032-74 (с изменениями 76, 80 и 89 гг.). Покрытия лакокрасочные. Группы. Технические требования и обозначения. М.: 1991.
3. ГОСТ 23852-79. Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам.
4. ГОСТ 9.072-2017. ЕСЗ КС. Покрытия лакокрасочные. Термины и определения.
5. ГОСТ 9.407-2015 "Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида.
6. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия, требования и определения.
7. Синельников А.Ф., Лосавио С.К. и др. Кузова легковых автомобилей: техническое обслуживание и ремонт. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2004.
8. П. Керкхофф, Г. Хааген. Каталог повреждений лакокрасочных покрытий. – М.: Издательский дом «Третий Рим», 2004.
9. Методические рекомендации «Криминалистическая экспертиза современных автомобильных лакокрасочных покрытий». ЭКЦ МВД РФ, М.: 1998 г.
10. ГОСТ 28246-2017. Материалы лакокрасочные. Термины и определения.
11. Методическое руководство для экспертов и судей. «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации». РФЦСЭ М.: 2006 г.
12 Дефекты лакокрасочного покрытия кузовов легковых автомобилей и способы их устранения: в помощь экспертам / О.В. Хатунцева, С.В. Федотов [и др.]. – М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2016. – 98 с.: ил.

Основные термины и определения, используемые при составлении заключения:

Согласно ГОСТу 9.072 [4]:
Разнооттеночность (разнотон) - неоднородность цвета лакокрасочного покрытия.

Согласно ГОСТу 15467 [6]:
Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Явный дефект – дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
Скрытый дефект – дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.
Устранимый дефект – дефект, устранение которого технически и экономически целесообразно.
Неустранимый дефект – дефект, устранение которого технически или экономически нецелесообразно.

ИССЛЕДОВАНИЕ

... по адресу: г. Москва ... на территории технического центра ... специалистом ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» ... был осмотрен автомобиль марки «Ford Explorer», идентификационный номер ... (далее – Автомобиль) - фото 1-3.

  • Фото 1. Внешний вид автомобиля (вид спереди).
    Фото 1. Внешний вид автомобиля (вид спереди).
    Фото 2. Внешний вид автомобиля со стороны пятой (задней) двери.
    Фото 2. Внешний вид автомобиля со стороны пятой (задней) двери.

Фото 3. Идентификационный номер (VIN) автомобиля «Ford Explorer».

Фото 3. Идентификационный номер (VIN) автомобиля «Ford Explorer».

Пробег автомобиля на момент осмотра составляет 313206 км (фото 4).

Фото 4. Пробег автомобиля «Ford Explorer» на момент осмотра.

Фото 4. Пробег автомобиля «Ford Explorer» на момент осмотра.

Согласно свидетельству о регистрации транспортного средств ...: год выпуска автомобиля – 2012, цвет – белый.

1.1. Внешний осмотр лакокрасочного покрытия автомобиля и оценка результатов исследования.

Внешний осмотр автомобиля проводился на открытой площадки при дневном освещении и в закрытом помещении, при искусственном освещении, визуально, с применением измерительной линейки с ценой деления 1 мм и следующего оборудования:
- цифрового фотоаппарата «Canon IXUS 155»;
- портативного многоуглового спектрофотометра BYK-mac COLOR (производство: компания BYK-Gardner (Германия);
- толщиномера «Minitest 600 B-FN, FN» (фирма ElektroPhysik, Германия) с погрешностью измерений ± 2 мкм (±3%).

С целью определения общего состояния лакокрасочного покрытия (далее – ЛКП) кузова автомобиля «Ford Explorer», идентификационный номер (VIN) – ……………… (далее – автомобиль) было проведено исследование внешнего (наружного) слоя ЛКП для установления его соответствия требуемым параметрам, включая цвет, гладкость, отсутствие посторонних включений (сорности) и разнооттеночности (разнотона) на поверхности наружного слоя, а также нахождение значений толщины системы ЛКП в требуемом диапазоне допусков.

В результате внешнего осмотра установлено следующее.

ЛКП основных панелей кузова автомобиля имеет бежевый цвет.

На лицевых поверхностях, ответственных за внешний вид автомобиля, лакокрасочное покрытие автомобиля глянцевое, ровное, без волнистости и потеков, с незначительной шагренью. Каких-либо посторонних включений (сорности) в ЛКП не имеется.

Признаков химического воздействия, а также признаков термического воздействия и воздействия агрессивных реагентов или органических растворителей на лакокрасочном покрытии кузова не имеется [8].

Видимых деформаций металла кузова автомобиля не имеется.

Также для проведения исследования дополнительно были представлены капот (фото 5) и задняя (пятая) дверь (фото 6), которые были изначально установлены на кузове представленного на исследования автомобиля и демонтированы в ходе проведения ремонтно-восстановительных работ.

Фото 5, 6. Внешний вид капота и задней (пятой) двери, ранее установленных на автомобиле.

Фото 5, 6. Внешний вид капота и задней (пятой) двери, ранее установленных на автомобиле.

Результаты измерений толщины ЛКП кузовных деталей исследуемого автомобиля отражены в нижеследующей таблице. Толщина измерена согласно [7,9,11].

Результаты замера толщины ЛКП

Таблица.

Завышенные значения толщины лакокрасочного покрытия всех элементов кузова автомобиля свидетельствуют о проведении ремонтно-восстановительных работ на ЛКП кузова автомобиля.

Для визуального выявления дефекта в виде разнотона (согласно требованиям ГОСТ 9.407-2015), покрытие осматривалось при искусственном освещении с расстояния 0,3-0,5 м (300 – 500 мм) без применения увеличительной оптики, под углом ~ 45°.

Визуально на лакокрасочном покрытии, ранее установленных на автомобиле капота и задней (пятой) двери, определяется разнотон по сравнению с ЛКП кузова автомобиля на момент осмотра.

Также визуально на лакокрасочном покрытии левого и правого передних крыльев автомобиля, определяется слабозаметный под определённым углом обзора разнотон по сравнению с капотом.

Визуально разнотон определяется также и на лакокрасочном покрытии элементов, изготовленных из полимерного материала – решетка радиатора и бампер, по отношению к ЛКП капота и передней части автомобиля.

Дальнейшее определение разнооттенночности на лакокрасочном покрытии кузова автомобиля, согласно требованиям ГОСТ 9.407-2015 производилось при помощи спектрофотометра BYK-mac COLOR – фото 7, при этом за цветовой стандарт принимался тон (цвет) ЛКП: капота, демонтированного с автомобиля, правого переднего крыла, капота, установленного на автомобиле, и заднего спойлера, изготовленного из полимерного материала. Перед проведением замеров производилась внутренняя калибровка прибора на стандартных цветовых образцах.

Фото 7. Спектрофотометр BYK-mac COLOR.

Фото 7. Спектрофотометр BYK-mac COLOR.

Специалист считает необходимым пояснить следующее относительно полученных при проведении экспертных замеров данных.

Согласно принятой системе измерения цвета в координатах L*a*b* (см. рис. 1) цвет окрашенной поверхности может быть разложен на три составляющих координаты по осям L*, a*, b* (см. рис. 1). При этом измерение спектрофотометром производится с указанием каждой из указанных величин и вычислением значения величины разницы цвета ∆E*. При этом величина ∆E* определяется следующим образом:

Формула.

Рис. 1. Схематическое изображение трехмерной цветовой шкалы системы L*a*b*.

Рис. 1. Схематическое изображение трехмерной цветовой шкалы системы L*a*b*.

Результаты проведенных замеров цвета ЛКП автомобиля различных кузовных деталей исследуемого автомобиля приведены в нижеследующих таблицах № 1 - № 4 (таблицы № 1 - № 4 сформированы в программной среде BYK smart-chart V.1.3.4).

Таблица 1.

Измерение цвета ЛКП на элементах кузова автомобиля*.

Таблица.

* В таблице 1 условно обозначены следующие кузовные элементы автомобиля:
- absolute values – капот, демонтированный с автомобиля (стандарт – покрытие, не подвергавшееся ремонтно-восстановительным работам в 2023 году);
- sample 001 – измерение на поверхности задней (пятой) двери, демонтированный с автомобиля и не подвергавшейся ремонтно-восстановительным работам в 2023 году;
- sample 002 - измерение на поверхности правого заднего крыла;
- sample 003 - измерение на поверхности правой задней двери;
- sample 004 - измерение на поверхности правой передней двери;
- sample 005 - измерение на поверхности правого переднего крыла;
- sample 006 - измерение на поверхности капота;
- sample 007 - измерение на поверхности левого переднего крыла;
- sample 008 - измерение на поверхности левой передней двери;
- sample 009 - измерение на поверхности левой задней двери;
- sample 010 - измерение на поверхности левого заднего крыла;
- sample 011 - измерение на поверхности задней (пятой) двери.

Сравнивая результаты замера цвета деталей, не подвергавшихся ремонту в 2023 году, демонтированных капота и задней (пятой) двери, и деталям, окрашенным в 2023 году, приведенных в табл. 1, специалист отмечает следующее.

1. Изменение значений величин разницы цвета ∆E* и параметра L* (яркость) на демонтированных капоте и задней (пятой) двери (между собой) в диапазоне от 25°-110° незначительное. Максимальное изменение величины разницы цвета ∆E* достигается при угле обзора 75° и составляет значение 2,44 единиц и визуально не определяется. Одновременно с этим наибольшее значение величины L* на указанных элементах при угле обзора 75° составляет значение 0,83, незначительно меняется с положительных на отрицательные значения (при всех углах обзора) и визуально не определяется, в том время как для визуального определения разнотона, необходима величина не менее 4-5 единиц (как следует из экспертной практики).

2. Сравнивая результаты замера цвета капота, демонтированного с автомобиля и не подвергавшегося ремонтно-восстановительным работам в 2023 году, и результаты замера цвета ремонтных деталей специалист отмечает следующее.

Значение величины разницы цвета ∆E* на ремонтных деталях в диапазоне от 25°-110° (при всех углах обзора) значительно превышено и составляет значение от 5,30 (при угле обзора 25°) до 10,20 единиц (при угле обзора 75°).

При исследовании параметра L* ремонтных деталей было установлено, что значение параметра L* на ремонтных деталях в диапазоне от 25°-110° также значительно превышено и составляет значение от 4,26 до 6,03 единиц, а также значительно меняется (увеличивается) по координатам С (цветность) (параметры а* и b*), т.е. цвет на данных элементах имеет более желтый оттенок (при всех углах обзора).

Таблица 2.

Измерение цвета ЛКП на элементах кузова автомобиля*.

Таблица.

* В таблице 2 условно обозначены следующие кузовные элементы автомобиля:
- absolute values – правое переднее крыло;
- sample 001 – измерение на поверхности капота;
- sample 002 - измерение на поверхности левого переднего крыла;
- sample 003 - измерение на поверхности левой передней двери;
- sample 004 - измерение на поверхности левой задней двери;
- sample 005 - измерение на поверхности левого заднего крыла;
- sample 006 - измерение на поверхности задней (пятой) двери;
- sample 007 - измерение на поверхности правого заднего крыла;
- sample 008 - измерение на поверхности правой задней двери;
- sample 009 - измерение на поверхности правой передней двери.

Сравнивая результаты замера цвета правого переднего крыла, и результаты замера цвета остальных ремонтных деталей специалист отмечает следующее.

Наибольшее значение величины разницы цвета ∆E* на ремонтных деталях в диапазоне от 250-1100 достигается при углах обзора 45° и 75°, составляет значения от 4,32 до 4,95 единиц , соответственно и визуально практически не определяется.

При исследовании параметра L* ремонтных деталей было установлено, что значение параметра L* на ремонтных деталях в диапазоне от 25°-110° также различается и меняется (уменьшается) по координатам С (цветность) (параметры а* и b*), т.е. цвет на данных элементах имеет более темный оттенок (при всех углах обзора).

Таблица 3.

Измерение цвета ЛКП на элементах кузова автомобиля*.

Таблица.

* В таблице 3 условно обозначены следующие кузовные элементы автомобиля:
- absolute values – капот автомобиля;
- sample 001 – измерение на поверхности левого переднего крыла;
- sample 002 - измерение на поверхности крыши.

Сравнивая результаты замера цвета капота, и результаты замера цвета остальных указанных ремонтных деталей специалист отмечает следующее.

Наибольшее значение величины разницы цвета ∆E* на ремонтных деталях в диапазоне от 25°-110° достигается при углах обзора 75°, составляет значения 2,55 единиц и визуально не определяется.

При исследовании параметра L* ремонтных деталей было установлено, что значение параметра L* на ремонтных деталях в диапазоне от 25°-110° также незначительно изменяется (уменьшается) по координатам С (цветность) (параметры а* и b*), т.е. цвет на данных элементах имеет чуть более темный оттенок (при всех углах обзора).

Таблица 4.

Измерение цвета ЛКП на элементах кузова автомобиля*.

Таблица.

* В таблице 4 условно обозначены следующие кузовные элементы автомобиля:
- absolute values – задний спойлер автомобиля;
- sample 001 – измерение на поверхности решетки радиатора;
- sample 002 - измерение на поверхности переднего бампера.

Сравнивая результаты замера цвета капота, и результаты замера цвета остальных указанных ремонтных деталей специалист отмечает следующее.

Наибольшее значение величины разницы цвета ∆E* на ремонтных деталях в диапазоне от 25°-110° достигается при углах обзора 25°, составляет значения 6,18 единиц и визуально определяется.

При исследовании параметра L* ремонтных деталей было установлено, что значение параметра L* на ремонтных деталях в диапазоне от 25°-110° также незначительно изменяется (уменьшается) по координатам С (цветность) (параметры а* и b*), т.е. цвет на данных элементах имеет чуть более темный оттенок (при всех углах обзора).

Согласно требованиям ГОСТ 9.407-2015 - Таблица 5 «Оценка изменения цвета покрытий», полученные измеренные значения ∆E* находятся в диапазонах:
демонтированный капот и кузов автомобиля: 5<∆E*<=10 – значительные/очень заметные, т.е. сильно выраженное изменение цвета/первоначальный цвет покрытия плохо различим, и оцениваются в 4-5 балла;
элементы перекрашенного в 2023 году кузов автомобиля: 3<∆E*<=5 – умеренные, т.е. ясно видимое изменение цвета, и оцениваются в 3 балла;
крыша: 2<∆E*<=3 – слабые, т.е. хорошо различимое изменение цвета, и оцениваются в 2 балла;
решетка радиатора: 5<∆E*<=10 – значительные, т.е. сильно выраженное изменение цвета, и оцениваются в 4 балла.

Суммируя результаты проведенного исследования, специалист констатирует следующее.

1. На лакокрасочным покрытии кузова автомобиля имеется значительное различие в цвете по сравнению с лакокрасочным покрытием капота, демонтированного с кузова автомобиля.

2. Как указано выше, лакокрасочное покрытие автомобиля подвергалось ремонтно-восстановительным работам и имеет класс покрытия не выше 3 (согласно ГОСТ 9.032).

На лакокрасочным покрытии кузова автомобиля имеется различие в цвете между элементами кузова.

Согласно ГОСТ 9.032 для покрытий 3 класса (высокоглянцевых и глянцевых) наличие дефекта в виде разнооттеночности не допускается.

Основной причиной выявленного дефекта является, чаще всего, неверно подобранный код краски или ошибка при смешении по верному коду. Однако, на цветовой оттенок влияет и техника нанесения (слишком мокрое нанесение затемняет оттенок, слишком сухое – осветляет), размер сопла пистолета, давление распыления, вязкость материала.

Выявленный на ЛКП автомобиля дефект является устранимым.

ВЫВОДЫ:

1. На лакокрасочным покрытии кузова автомобиля «Ford Explorer», идентификационный номер (VIN) – ..., государственный регистрационный знак ... имеется значительное различие в цвете по сравнению с лакокрасочным покрытием капота и задней (пятой) двери, демонтированных с кузова автомобиля.

На лакокрасочным покрытии кузова автомобиля имеется различие в цвете между элементами кузова (см. Исследовательскую часть).

Согласно ГОСТ 9.032 для покрытий 3 класса (высокоглянцевых и глянцевых) наличие дефекта в виде разнооттеночности не допускается.

Эксперт ... .




Вернуться к списку автоэкспертиз


Виды проводимых автоэкспертиз

Оставить заявку

Онлайн заявка

Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос автоэкспертизе и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос