Экспертиза разорванного ремня ГРМ двигателя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

105037, г. Москва, Измайловский проезд, д. 11, стр.2.
тел. +7 (495) 234-78-05; +7 (495) 764-27-21
www.avtotehexpert.ru, е-mail: avtotehexpert@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

№ ...

... ООО «ЭКЦ «Автотранспорт» и ... заключили договор ... на проведение химического исследования разорванного ремня ГРМ двигателя автомобиля ... .

На разрешение исследования поставлен следующий вопрос:
1. «Соответствует ли химический состав материала разорванного ремня ГРМ двигателя и нового ремня ГРМ, представленного в качестве образца сравнения?»

Методическая и нормативно-техническая литература.

1. Резина. Идентификация. Метод ИК - спектрометрии. ГОСТ 28665-90 (ИСО 4650-84).
2. Большой справочник резинщика. В 2 частях / под ред. С.В. Резниченко, Ю.Л. Морозова. – Москва : Техинформ, 2012. – Ч. 1: Каучуки и ингредиенты / [Агаянц И.М. и др.]. – 2012. – 735 с. – ISBN 978-5-89551-023-0.
3. Сайдов Г.В., Свердлова О.В. «Практическое руководство по молекулярной спектроскопии»: Учебное пособие / Под ред. Бахишева Н.Г. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1980-136 с.
4. Купцов А.X., Жижин Г. Н. Фурье-спектры комбинационного рассеяния и инфракрасного поглощения полимеров. Справочник. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. — 656 с. - ISBN 5-9221-0188-9.

ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Внешний осмотр

На исследование представлены два ремня ГРМ, один из которых разорван (фото 1). Новый ремень упакован в картонную коробку с артикулом Renault GROUP 8200542739 (фото 6).

Ремни ГРМ изготовлены из двухслойной резиновой смеси черного цвета. Верхняя сторона оборванного ремня и верхняя сторона нового ремня отличаются по внешнему виду. На внешней стороне разорванного ремня имеется рисунок в виде квадратов (фото 3), на новом ремне рисунка не имеется (фото 10). Между слоями резины сравниваемых ремней имеется корд коричневого цвета, состоящий из переплетенных нитей правой и левой крутки (фото 5, 9).

Зубцы сравниваемых ремней по профилю не отличаются, имеют полукруглую форму (фото 5,9). Округлая форма обеспечивает равномерное распределение действующей на зубец силы и уменьшает пиковые напряжения. Масса разорванного ремня – 173,20 г, масса нового ремня – 163,33 г.

На фрагменте нового ремня ГРМ имеется маркировка с обозначениями страны производителя «Made in UK» и артикулом товара 8200542739 (фото 7). На разорванном ремне маркировка с обозначениями плохо различимая (фото 2).

Внешний вид рисунков, расположенных на фрагментах разорванного ремня ГРМ и нового ремня, также различаются по количеству надписей «Gates» (фото 2, 7).

Фото 1.  Внешний вид  двух фрагментов разорванного ремня ГРМ

Фото 1. Внешний вид двух фрагментов разорванного ремня ГРМ.

Фото 2.  Маркировка обозначений на фрагменте разорванного ремня ГРМ

Фото 2. Маркировка обозначений на фрагменте разорванного ремня ГРМ.

Фото 3.  Внешний вид  фрагмента разорванного ремня ГРМ  с внешней стороны

Фото 3. Внешний вид фрагмента разорванного ремня ГРМ с внешней стороны.

Фото 4.  Внешний вид  фрагмента разорванного ремня ГРМ с тыльной стороны

Фото 4. Внешний вид фрагмента разорванного ремня ГРМ с тыльной стороны.

Фото 5.  Внешний вид  зубьев  и корда из переплетенных нитей находящегося между слоями резины  фрагмента разорванного ремня ГРМ

Фото 5. Внешний вид зубьев и корда из переплетенных нитей находящегося между слоями резины фрагмента разорванного ремня ГРМ.

Фото 6.  Внешний вид упаковки   с новым ремнем ГРМ

Фото 6. Внешний вид упаковки с новым ремнем ГРМ.

Фото 7.  Маркировка обозначений на фрагменте нового ремня ГРМ

Фото 7. Маркировка обозначений на фрагменте нового ремня ГРМ.

Фото 8.  Внешний вид  фрагмента нового ремня ГРМ с тыльной стороны

Фото 8. Внешний вид фрагмента нового ремня ГРМ с тыльной стороны.

Фото 9.  Внешний вид зубьев  и корда из переплетенных волокон находящегося между слоями резины  фрагмента нового ремня ГРМ

Фото 9. Внешний вид зубьев и корда из переплетенных волокон находящегося между слоями резины фрагмента нового ремня ГРМ.

Фото 10.  Внешний вид  фрагмента нового ремня ГРМ  с внешней стороны

Фото 10. Внешний вид фрагмента нового ремня ГРМ с внешней стороны.

Оба ремня были разрезаны одинаковым инструментом. Сравнив разрез данных ремней, зафиксировано разное расположение, вид и форма кордов – фото 11.

Фото 11. Разрез и корды разорванного и нового ремня ГРМ (красной стрелкой показан разорванный ремень, а белой стрелкой новый ремень)

Фото 11. Разрез и корды разорванного и нового ремня ГРМ (красной стрелкой показан разорванный ремень, а белой стрелкой новый ремень).

Исследование методом НПВО ИК-Фурье-спектроскопии

Регистрацию ИК - спектров проводили без предварительной прободготовки методом НПВО на ИК-Фурье спектрометре с микроскопом Nicolet iN10 (фирма «Thermo Fisher Scientific», США), оснащенного приставкой нарушенного полного внутреннего отражения (НПВО) с алмазным кристаллом и дополнительным оборудованием (свидетельство о поверке № МА 0352363 от 13.07.2021).

Условия съемки:
спектральный диапазон регистрации 4000-500 см-1;
число сканов пробы: 32;
разрешение: 4,000
усиление: 8,0;
скорость зеркала: 0,4747;
диафрагма: 150,00.

2. Исследование методом НПВО ИК-Фурье-спектроскопии

Регистрацию ИК - спектров проводили без предварительной прободготовки методом НПВО на ИК-Фурье спектрометре с микроскопом Nicolet iN10 (фирма «Thermo Fisher Scientific», США), оснащенного приставкой нарушенного полного внутреннего отражения (НПВО) с алмазным кристаллом и дополнительным оборудованием.

Условия съемки: спектральный диапазон регистрации 4000-500 см-1; число сканов пробы: 32;
разрешение: 4,000
усиление: 8,0;
скорость зеркала: 0,4747;
диафрагма: 150,00.

В ИК - спектрах (рис.1,2) материала разорванного ремня верхней и тыльной стороны (зубьев), содержится совокупность полос поглощения характерная для полиамидов (капрона, нейлона):
~ 3271 см-1 слабая полоса, характерная для амидной группы (2vС-N);
- 1707 см-1 полоса карбонильной группы продуктов окисления каучука;
- 1632, 1642, 1665 см-1 широкая полоса, относящиеся к валентным колебаниям карбонильной группы (>С=О) вторичных амидов соответственно в свободном и в ассоциированном состоянии (vC=O);
- 1551, 1545 см-1 полосы, характерные для валентных колебаний С-N и деформационных колебаний N-H (N-H) вторичных амидов CONHR соответственно в свободном и в ассоциированном состоянии. В зависимости от типа полиамида меняет положение, кристалличность влияет на её интенсивность;
-1243, 1239 см-1 широкая, средней интенсивности полоса (vC-N + N-H);
- 690 см-1 широкая, средней интенсивности сложная полоса (Y N-H);
2928, 2870, 1455, 1372 см-1 – валентные и деформационные колебания С-Н связи СН2 и СН3 групп.

Рис.1.  ИК-спектр спектр материала  верхнего слоя разорванного ремня

Рис.1. ИК-спектр спектр материала верхнего слоя разорванного ремня.

Рис.2.  ИК-спектр спектр материала  тыльной   стороны разорванного ремня

Рис.2. ИК-спектр спектр материала тыльной стороны разорванного ремня.

В спектре (рис. 3) переплетенных волокон оборванного ремня содержатся полосы поглощения характерные для синтетического хлоропренового каучука (полихлоропрен, в СССР использовалось название «совпрен», «севанит», «наирит», в западных странах распространён «неопрен», также известен как байпрен, бутахлор, скайпрен) и пластификатора - диалкилфталатов.

Промышленный метод синтеза - полимеризация в водной эмульсии хлоропрена:

Формула

- 2957 см-1 – валентные колебания СН, резкая полоса средней интенсивности;
- 2920 см-1 – валентные симметричные колебания СН2, интенсивная полоса;
- 2852 см-1 – валентные симметричные колебания СН2, резкая полоса средней интенсивности;
- 1447 см-1 – деформационные колебания СН2 в близи С—Сl группы;
- 1241 см-1 – деформационные колебания С—Н, связанной с атомом хлора, очень интенсивная полоса широкая полоса; - 1032 см-1 – интенсивная резкая полоса;
- 964 см-1 – деформационные колебания СН2;
- 824 см-1 –валентные колебания С-Сl;
- 779 см-1 – валентные колебания С-Сl;
- 600 см-1 –валентные колебания С-Сl.

пластификатор - диалкилфталат:
- 3074, 3026 см-1 – валентные колебания С-Н в ароматическом кольце, слабые полосы;
- 1725 см-1 (1720 – 1740) – валентные колебания С=О (vс=о_фталат + с=о_слож.эфир.жир. кислот), интенсивная полоса;
- 1595 см-1 - валентные колебания ароматического кольца, полосы слабой интенсивности (vаром кольцо);
- 1241 см-1 – валентные колебания С-О-С (ѵаc-o-c) в ароматической сложноэфирной группе;
- 1163 см-1 – валентные колебания С-О-С (ѵsc-o-c) ;
- 745 см-1 – деформационные колебания С-Н в ортозамещенном ароматическом кольце;
- 700 см-1 – деформационные колебания С-Н ароматического кольца (ȏаром. кольцо).

Рис.3.  ИК-спектр материала  волокон оборванного ремня

Рис.3. ИК-спектр материала волокон оборванного ремня.

Основными отраслями, потребляющими хлоропреновый каучук, являются резинотехничес¬кая, кабельная и строительная промышленности. Хлоропреновые каучуки применяются в про¬изводстве резинотехнических изделий (РТИ) - транспортерные ленты, напорные рукава, плос¬кие и клиновые ремни, зубчатые ремни, прокладки, прорезиненные ткани, автодетали и др.

Таким образом, в подавляющих случаях в производстве ремней используют резиновые смеси на основе хлоропренового каучука, по комплексу свойств наиболее полно отвечаю¬щие требованиям работы в ремнях. Однако до настоящего времени в производстве ремней применяют резины и на основе каучуков общего назначения и их смесей с другими каучуками: изопреновых (натурального (НК) и синтетического (СКИ-3), бутадиен-стирольного (БСК, СК(М)С), бутадиенового (СКД), бутилкаучука (БК). Смеси: СКИ-З+СКД, НК+БСК, ХПК+БНК и др.

Срок службы ремней, изготовлен¬ных из каучуков общего назначения как минимум в 2 раза ниже, чем при применении хло-ропренового каучука.

В последние годы за рубежом в ремнях, работающих в особо тяже-лых условиях, используют резины на основе специальных каучуков – бутадиен-акрилонитрильных HNBR (марки Тербан, Торнак), алкилированного хлорсульфированного полиэти¬лена (Аксиум). Ремни из этих каучуков имеют существенно более высокую теплостойкость и соответственно долговечность. Их используют в автомобилестроении при передаче высокой мощности при температуре в подкапотном пространстве, превышающей 100°С.

В ИК – спектрах материала поверхности тыльной стороны (рис. 4) и волокон корда нового ремня (рис. 5), имеется совокупность полос поглощения характерная для полиамидов (капрон полиамид-6) ([-NH-(CH2)5-CO-]n, нейлон полиамид-6.6 ([-NH-(CH2)6-NH-CO-(CH2)4-CO-]n), а также бутадиен-нитрильного каучука:

Формула

~ около 3300 см-1 резкая, интенсивная полоса, относящиеся валентным колебаниям >N-H амидной группы (vN-H);
- 3072 см-1 слабая полоса, характерная амидной группы (2vС-N);
- 2923, 2854 см-1 – валентные и деформационные колебания С-Н связи СН2 и СН3 групп;
- 1632 см-1 широкая полоса, относящиеся к валентным колебаниям карбонильной группы (>С=О) вторичных амидов соответственно в свободном и в ассоциированном состоянии (vC=O) (полоса амид I);
- 1530, 1528 см-1 полосы, характерные для валентных колебаний С-N и деформационных колебаний N-H ( N_H) вторичных амидов CONHR в свободном состоянии. В зависимости от типа полиамида меняет положение, кристалличность влияет на её интенсивность (полоса амид II);
- 1462, 1370,1374 см-1 – валентные и деформационные колебания С-Н связи СН2 и СН3 групп.
-1268 см-1 широкая, средней интенсивности полоса (vC-N + N-H);
- 680, 685 см-1 широкая, средней интенсивности сложная полоса (N-H) (полоса амид V);
- 575, 577 см-1– полоса амид VI.

Полосы бутадиен-нитрильных каучуков:
- 3300 см-1 (3330 – 3360) - валентные колебания полосы N-Н водородных связей полосы N-Н водородных связей;
- 2923 см-1 – валентные колебания vаCH2 (очень интенсивная полоса);
- 2853 см-1 – валентные колебания vsCH2 (интенсивная полоса);
- 3072, 3066 см-1 - валентные колебания винильных фрагментов v=CH2, слабая полоса;
- 2235, 2240 см-1 - валентные колебания нитрильной группы С≡N (vCN), характеристическая полоса бутадиен-нитрильных каучуков;
- 1632 см-1 - валентные колебания1,4-транс фрагмента бутадиена vС=С ;
- 975, 971 см-1 - веерные колебания интенсивная полоса, 1,4-транс - фрагментов бутадиена ω сн 1-4 транс;
- 722, 728 см-1 – полоса характерная для группы (CH2)n, где n≥4;

Рис. 4. ИК-спектр спектр материала поверхности  тыльной стороны нового ремня

Рис. 4. ИК-спектр спектр материала поверхности тыльной стороны нового ремня.

Рис. 5. ИК-спектр спектр волокон нового ремня

Рис. 5. ИК-спектр спектр волокон нового ремня.

Таким образом, поверхность зубьев и тыльная сторона нового ремня, покрыта полиамидной тканью, которая защищает зубцы от износа и срезания.

Обертка зубьев синхронных ремней для увеличения сопротивления истиранию и срезу осуществляется специальными полуэластичными полиамидными тка¬нями (полиамид 6,6, анид), или тканями типа «Nyela».

Корд нового ремня изготовлен из волокон комбинированного переплетения, в структуре которого использована упрочнённая армированная нить, состоящая из нейлона (капрона) и бутадиен-нитрильного эластомера (бутадиен-нитрильные каучуки (БНК).

Ремни из этих каучуков имеют существенно более высокую термостойкость и соответственно долговечность. Их используют в автомобилестроении при передаче высокой мощности при температуре в подкапотном пространстве, превышающей 100°С. Это термостойкий каучук с высокой стойкостью к воздействию озона и химических веществ.

БНК являются каучуками специального назначения, используют для изготовления различных масло- бензостойких резинотехнических из¬делий - рукавов, уплотнительных прокладок, антистатических покрытий для топливной аппа¬ратуры, сальников, бензотары, транспортерных лент, обкладок валков, перчаток и некоторых частей обуви, которые должны обладать стойкостью к действию масел и смазок. На основе БНК получают теплостойкие резиновые изделия, предназначенные для работы в воде, маслах, непо¬лярных растворителях и некоторых других средах при температуре до 150°С.

Основные преимущества бутадиен-нитрильных каучуков – более широкий диапазон рабочих температур и повышенная износостойкость по сравнению с хлоропреном. Нитрильный ремень может работать при температурах до 150°С, что значительно повышает порог теплового старения, в то время как для хлоропрена пределом является 120 °С. Нитрильный ремень также намного более устойчив к динамическим нагрузкам.

Ремни из хлоропреновой смеси предназначены для установки на двигатели небольшой мощности, где ремень не подвергается действию высоких нагрузок и температур. Высоконасыщенная нитриловая резиновая смесь (HSN = High Saturated Nitrile) обладает большей стойкостью к высоким температурам и нагрузкам. Применяются в дизельных и бензиновых двигателях большой мощности.

Таким образом, сравниваемые ремни различаются между собой:
- по внешнему виду верхней и тыльной сторон;
- по маркировке обозначений;
- по массе;
- по составу нитей корда:
- корд нового ремня состоит из нитей комбинированного переплетения, в структуре которого использована упрочнённая армированная нить, состоящая из нейлона (капрона) и бутадиен-нитрильного эластомера (бутадиен-нитрильные каучуки (БНК);
- корд разорванного ремня состоит из нитей хлоропренового каучука.

ВЫВОДЫ:

Качественный химический состав материалов разорванного ремня ГРМ, представленного на исследование, не противоречит по составу материалам, используемым в промышленности для изготовления ремней ГРМ.

Сравниваемые ремни различаются между собой по составу нитей корда.

Корд разорванного ремня состоит из нитей хлоропренового каучука.

Корд нового ремня состоит из нитей комбинированного переплетения, в структуре которого использована упрочнённая армированная нить, состоящая из нейлона (капрона) и бутадиен-нитрильного эластомера (бутадиен-нитрильные каучуки (БНК)).

Эксперт ... .




Вернуться к списку автоэкспертиз


Виды проводимых автоэкспертиз

Оставить заявку

Онлайн заявка

Задать вопрос
Задайте Ваш вопрос автоэкспертизе и мы обязательно свяжемся с Вами
Нажимая кнопку отправить, Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Задать вопрос